Нефтяные и газовые компании (и наши, и зарубежные) некоторое время назад отчитались за первый квартал, результаты, не ах какие. У кого-то резкое падение прибыли, у кого-то прямые убытки. Тут, правда, нужно смотреть - часто убытки бумажные и связаны с курсовыми разницами и/или переоценкой активов. Но это был относительно неплохой первый квартал, второй квартал окажется похуже, и если бумажных убытков уже не будет (или будет меньше, ведь рубль сейчас только крепнет), то операционная прибыль просядет основательно. Причины понятны, и повторять неудобно: падение цен и обрушение спроса, какое, даже затруднительно сказать, когда мы видели последний раз. Удивляет другое - "смакование" этих результатов критиками, как будто всё происходящее не является очевидным форс-мажором. (почему-то к проблемам авиации отношение нейтральное, не говоря уже о МСП, где, сплошное (и справедливое) сочувствие). Причём, процесс идёт вне зависимости от политических предпочтений - только "славянофилы" ликуют, указывая на убытки нефтегазовых majors, а наши "западники" с упоением обсуждают не самые лучшие результаты российских компаний.
Про межкорпоративные конфликты, идущие по линии телеграмм-каналов, лучше умолчать. Смотреть на это достаточно печально - и, иной раз, по слабому качеству или искажению фактов в тех или иных публикациях (анонимность всё спишет), но главное - необходимый национальный консенсус в этих разборках вообще отсутствует. Да внутренняя конкуренция и споры нужны, важны и ведут к эффективности. Но почему проблемы той или иной нашей компании по объективным факторам, в т.ч. и на международной арене - не причина для общих переживаний, а лишь повод пнуть конкурента?
Но больше всех оживились "зелёные" по всему миру - увидев в текущих проблемах какие-то кардинальные сдвиги в сторону ВИЭ. Пока здесь есть одно справедливое соображение для обсуждений - как повлияют новые модели поведения на спрос на нефть? Но и здесь всё неочевидно. С одной стороны, больше он-лайна, меньше поездок и перелётов. С другой - больше индивидуальных поездок (чтобы уменьшить контакты), а в перспективе - рост интереса к собственному загородному жилью (и, соответственно, более интенсивное использование собственного транспорта).
Так или иначе, очень "зелёный" BNEF (bloomber new energy finance) даже в своём самом свежем прогнозе (т.е. когда все риски covid уже учтены) предполагает, что пик нефти в сфере дорожного транспорта будет достигнут только в 2031 году, а к 2040 года он будет находиться на уровне 2019 года. Хотя агентство вполне себе топит за электромобили, оно признаёт, что суммарный спрос и автопарк будут расти быстрее.
В этом контексте интересно взглянуть на фондовый рынок. Он что-то не видит заката нефти. Понятно, что акции - это специфическая область, с большой историей, скажем так, последующих разочарований. И тем не менее, последнее время стал больше обращать внимание на этот индикатор - всё же покупатели рискуют реальными деньгами, а не за "поговорить в интернете".
Да, мы, знаем, что рынки могут быть (а) иррациональны, (б) пузыриться и (в) ошибаться, знаем про QЕ, и падение ключевых ставок. Но тем не менее (не является инвестрекоммендацией). "Лукойл" и "Роснефть" уже почти на уровнях прошлого года, "Газпром" дороже, чем до событий примерно годовой давности (когда было объявлено о новой дивполитике), примеры можно продолжать. И это при том, что текущая ситуация объективно достаточно печальна, особенно по ценам на газ. Но на глобальный закат всё это как-то непохоже.
Нельзя не отметить, что нефтегаз сократил в этом году CAPEXы на 25-30% и уже пошли разговоры про риски недоинвестирования и рост цен в будущем. А представим (гипотетически), что компании сказали: ну раз такая история, больше не инвестируем, докачиваем, что есть и сворачиваемся. Дальше - "зелень". То же МЭА первое начало бы паниковать.
Понравилась статья? Тогда обязательно ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить выхода новых материалов.