Наталья Алексеевна Максимченко (1915 - 1978 гг.) известна как скульптор, работавший главным образом над многофигурными группами из фарфора. Одним из первых мест её работы был Дмитровский фарфоровый завод, затем был Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Но также мастер знаменит и как керамист, притом керамист-живописец, со смелым красочным строем своих произведений.
Толчком для такого поворота в творчестве художницы явилась ее поездка в Среднюю Азию, основной целью которой было создание скульптурных портретов знатных людей Узбекистана. Она побывала в Дальних горных районах и в Кызыл-Кумских песках, жила в животноводческих совхозах и в юртах чабанов. Мужественный народ этого края и его природа, красные пески пустыни и неожиданный колорит известковых гор поразили ее воображение. И здесь у Максимченко возникло простое человеческое желание сделать своим гостеприимным хозяевам подарок — создать посуду для их своеобразной национальной кухни.
Так родились два сервиза – большой сервиз «Актау» для национальных узбекских блюд и набор для чая «Тамды», названные автором в честь гор. В этих произведениях художнице удалось в цветовой гамме керамической посуды передать колорит среднеазиатских пейзажей. Сервиз «Актау» расписан белой, зеленой и коричневой глазурями. Это цвета известковых гор с зелено-бурой растительностью в расселинах.
Второй сервиз построен на сочетании насыщенных красно-оранжевых глазурей с черной и зелено-бирюзовой. Кажется, будто по-весеннему расцвели красные каракумские пески. Своеобразный, несколько сбивчивый ритм росписи этих сервизов и некоторых других керамических изделий Максимченко ассоциируется не только с природой Узбекистана, но и национальным искусством его народа, с орнаментацией народных текстильных изделий.
Стоит отметить, декоративно-укрупненные формы посуды Максимченко довольно просты, однообразны и служат лишь фоном для эффектной игры глазурей. Такой исключительно живописный подход был распространен среди московских керамистов и, конечно, имел право на существование, однако он существенно обеднял возможности керамики.
Среди чисто живописных работ Максимченко наиболее удачны ее росписи фаянсовых блюд. Смелыми, быстрыми росчерками кобальта она наносила на поверхность керамики фигуры в разных поворотах и движениях. Также мастер исполнила и несколько керамических панно, посвященных жизни Узбекистана. Разнообразные по цвету, иногда насыщенные и яркие, иногда блеклые и гармоничные, эти панно при соответствующем масштабе могли бы быть использованы в интерьерах современной архитектуры.
Наталья Алексеевна работала много и быстро, без предварительных эскизов, сразу в материале она делала десятки вариантов композиций, пробовала новые сочетания глазурей. Быстрый набросок по уникальному черепку, пятна подглазурных красок и глазурей – все следовало делать сразу и часто наугад. Ведь только после обжига выявляются подлинные цвета керамических красок.
Иногда обжиг приносил разочарование и авторский замысел оказывался разрушенным. Но все же в большинстве случаев он поражал самого автора горением красок и цветосочетаний. В этой неожиданности окончательного эффекта – трудность работы керамиста, но в ней и ее прелесть.
Спасибо, что прочли статью до конца!
Поддержите нас лайком, подпиской на канал «Лавка старины» и репостом в социальных сетях!
Мы будем стараться, чтобы наши публикации были вам интересны!
Возможно, вам может быть интересно:
- Мастера Вербилок: Артамонова О. С. Узнаваемый скульптор советской эпохи