Найти тему
Лавка старины

Красочная керамика и удивительный фарфор Н. А. Максимченко

Наталья Алексеевна Максимченко (1915 - 1978 гг.) известна как скульптор, работавший главным образом над многофигурными группами из фарфора. Одним из первых мест её работы был Дмитровский фарфоровый завод, затем был Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Но также мастер знаменит и как керамист, притом керамист-живописец, со смелым красочным строем своих произведений.

Скульптурная композиция «Солоха и дьяк» по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»​, скульптор Максимченко Н. А., фарфор, Вербилки, 1950-60 гг.
Скульптурная композиция «Солоха и дьяк» по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»​, скульптор Максимченко Н. А., фарфор, Вербилки, 1950-60 гг.

Толчком для такого поворота в творчестве художницы явилась ее поездка в Среднюю Азию, основной целью которой было создание скульптурных портретов знатных людей Узбекистана. Она побывала в Дальних горных районах и в Кызыл-Кумских песках, жила в животноводческих совхозах и в юртах чабанов. Мужественный народ этого края и его природа, красные пески пустыни и неожиданный колорит известковых гор поразили ее воображение. И здесь у Максимченко возникло простое человеческое желание сделать своим гостеприимным хозяевам подарок — создать посуду для их своеобразной национальной кухни.

Плакетка «Женщины Средней Азии», автор Максимченко Н. А.​,​ керамика, СССР, 1966 г.
Плакетка «Женщины Средней Азии», автор Максимченко Н. А.​,​ керамика, СССР, 1966 г.

Так родились два сервиза – большой сервиз «Актау» для национальных узбекских блюд и набор для чая «Тамды», названные автором в честь гор. В этих произведениях художнице удалось в цветовой гамме керамической посуды передать колорит среднеазиатских пейзажей. Сервиз «Актау» расписан белой, зеленой и коричневой глазурями. Это цвета известковых гор с зелено-бурой растительностью в расселинах.

Плакетка «За чтением», автор Максимченко Н. А., керамика, СССР, 1950-60 гг.
Плакетка «За чтением», автор Максимченко Н. А., керамика, СССР, 1950-60 гг.

Второй сервиз построен на сочетании насыщенных красно-оранжевых глазурей с черной и зелено-бирюзовой. Кажется, будто по-весеннему расцвели красные каракумские пески. Своеобразный, несколько сбивчивый ритм росписи этих сервизов и некоторых других керамических изделий Максимченко ассоциируется не только с природой Узбекистана, но и национальным искусством его народа, с орнаментацией народных текстильных изделий.

Ваза, автор Максимченко Н. А., керамика, живопись, СССР, 1960 г.
Ваза, автор Максимченко Н. А., керамика, живопись, СССР, 1960 г.

Стоит отметить, декоративно-укрупненные формы посуды Максимченко довольно просты, однообразны и служат лишь фоном для эффектной игры глазурей. Такой исключительно живописный подход был распространен среди московских керамистов и, конечно, имел право на существование, однако он существенно обеднял возможности керамики.

Чашка с ручкой «Перламутр», автор Максимченко Н. А.
Чашка с ручкой «Перламутр», автор Максимченко Н. А.

Среди чисто живописных работ Максимченко наиболее удачны ее росписи фаянсовых блюд. Смелыми, быстрыми росчерками кобальта она наносила на поверхность керамики фигуры в разных поворотах и движениях. Также мастер исполнила и несколько керамических панно, посвященных жизни Узбекистана. Разнообразные по цвету, иногда насыщенные и яркие, иногда блеклые и гармоничные, эти панно при соответствующем масштабе могли бы быть использованы в интерьерах современной архитектуры.

Плакетка «Девушка с гранатами», автор Максимченко Н. А.​,​ керамика, СССР, 1950-60 гг.
Плакетка «Девушка с гранатами», автор Максимченко Н. А.​,​ керамика, СССР, 1950-60 гг.

Наталья Алексеевна работала много и быстро, без предварительных эскизов, сразу в материале она делала десятки вариантов композиций, пробовала новые сочетания глазурей. Быстрый набросок по уникальному черепку, пятна подглазурных красок и глазурей – все следовало делать сразу и часто наугад. Ведь только после обжига выявляются подлинные цвета керамических красок.

Авторская чашка, Максимченко Н. А.​,​ керамика, СССР, 1962 г.
Авторская чашка, Максимченко Н. А.​,​ керамика, СССР, 1962 г.

Иногда обжиг приносил разочарование и авторский замысел оказывался разрушенным. Но все же в большинстве случаев он поражал самого автора горением красок и цветосочетаний. В этой неожиданности окончательного эффекта – трудность работы керамиста, но в ней и ее прелесть.

Спасибо, что прочли статью до конца!
Поддержите нас лайком, подпиской на канал «Лавка старины» и репостом в социальных сетях!
Мы будем стараться, чтобы наши публикации были вам интересны!

Возможно, вам может быть интересно:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Еда
6,23 млн интересуются