Больше ста лет назад основатель крупнейшего ювелирного бренда Луи-Франсуа Картье заметил, что драгоценности русской царской семьи – лучшие, красивейшие и самые искусно изготовленные среди всех монарших семейств Европы.
Увы, огромное количество ценностей из бывшей царской казны было распродано и утеряно, но самая красивая диадема с розовым бриллиантом, к счастью, осталась.
Эту треугольную диадему называют «русской подвенечной» - начиная со второй половины 19 века в ней традиционно выходили замуж романовские невесты. Диадему надевали вместе с венчальной короной и еще несколькими невероятной ценности бриллиантовыми украшениями, выдававшимися невестам к свадьбе – серьгами-вишнями Екатерины II, ожерельем с бриллиантами каплевидной формы, и огромной алмазной брошью.
Еще диадему иногда называют «русским кокошником», но это не совсем правильно – напрямую к кокошнику она отношения не имеет. Такая форма диадем известна еще с античных времен, а изготовление диадемы пришлось на самое начало 19-го века, когда в моду вошел стиль ампир, подражающий античности.
Диадему сделал придворный ювелир для императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, примерно за год до трагической кончины императора.
Всего на диадему пошло 175 крупных и около 1200 мелких бриллиантов очень высокого качества. Чистейшей воды алмазы были привезены из Индии и Бразилии, а их совокупный вес составлял около тысячи карат.
По центру укреплен редкий и ценный камень – крупный бриллиант розового цвета. Изначально он выглядел почти красным – по моде того времени под камни подкладывали цветную фольгу для усиления цвета, видимо, под розовым бриллиантом была вложена красная фольга.
Центральный ряд диадемы украшен свободно висящими каплевидными бриллиантами – при движении они колыхались и играли тысячами искр. По изначальному описанию диадемы у нее были задуманы алмазные подвески (катасисты) по бокам, как у византийских корон, но, судя по портретам, Мария Федоровна никогда в таком виде диадему не носила.
В наследии Романовых, доставшемся большевикам, было больше десятка ценных прекрасных диадем – все они были проданы, и местонахождение почти всех неизвестно, возможно, их просто разбирали на камни.
В том, что диадема Марии Федоровны сохранилась, заслуга академика-минералога Александра Ферсмана. Он настаивал, что данное украшение слишком ценное, чтобы быть проданным, и все из-за редчайшего розового бриллианта.
Академик Ферсман (и другие специалисты по камням, например, Агафон Фаберже) входил в состав особой комиссии, занимавшейся каталогизацией царских драгоценностей. Запретить продажу наследия императорской семьи академик не мог, но рекомендовал не торопиться, а также организовал учет, и самые ценные украшения тем самым спас.
Так, благодаря уникальному камню и, конечно, авторитету большого ученого, красивейшая из романовских диадем сохранилась до наших дней и сейчас выставляется в Алмазном фонде.
Друзья, бывали в Алмазном фонде, видели всю эту красоту?
Еще по теме:
Венчальная корона Романовых