Найти в Дзене

Конёк, как символ солнца

Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице.

(С. А. Есенин, Ключи Марии)

До начала двадцатого века, большая часть населения страны, жила в многочисленных деревнях и селах, в деревянных домах. В этих домах, родилось множество поколений простых русских людей, а также всевозможных знаменитостей, ученых, поэтов, писателей.

И абсолютно закономерно, что в стране, на территории которой в достатке растут многочисленные леса, самым доступным и дешевым строительным материалом было дерево. Раньше считалось, что срок жизни деревянной хаты, не менее чем сто лет, этого с лихвой хватало, чтобы воспитать и вырастить не одно проживающее там поколение.

Огромная территория страны, обусловила разнообразие природы, традиций, архитектуры. Строения на одном конце России, могут коренным образом отличаться от строений на другом ее конце: внешней отделкой, узорами, украшениями, резьбой и т.д…

Речь пойдет не об общей архитектуре русской избы, а об одной ее конкретной детали, о «Коньке».

Резные коньки на крыше деревянной избы, были не простым элементом декора, как это может зачастую показаться, а служили своеобразном оберегом, имели сакральное значение для проживающих под крышей людей.

Дело в том, что конь, в Славянских народных традициях, животное мифологическое, связанное как с Явным миром, так и с миром Нави. Он играл особую роль на свадьбах, во время проведения всевозможных праздников, в погребальном обряде.

-2

Ярило Солнце, на божественном коне, или колеснице, запряженной конями, скачет днем по небосводу, а ночью опускается в подземное царство, чтобы освободить души умерших, которые попадают туда. Поэтому дни поминовения умерших, Радуница, Навий День, Деды, Красная Горка, отмечаются весной, с активизацией Солнца. В эти дни души умерших Родичей, на короткий срок возвращаются с Ярилой в Явный мир, чтобы пообщаться с нами.

-3

Часто крышу деревянного дома украшала не одна, а сразу две или даже три лошадиных головы, это объясняется различными вариантами Славянских сказаний о Солнце. Скаты крыши- напоминали крылья божественного коня, главное бревно – его круп, углы избы – его ноги.

-4

С приходом христианства, началась подмена укоренившихся понятий, Родных богов стали заменят христианскими святыми. Ярилу (или Перуна) - Георгием Победоносцем, ведь проще подменить, чем стереть из Родовой памяти тысячелетнюю историю, но подковы, повозка-солнце, коньки на избах, несущие эту повозку по небесному склону, так и остались образом живой жизненной силы, символ славы и величия Родов Расы Великой.

Слава Богам и Предкам Наша!

Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.