Два скульптора Руси
Кто-то скажет совпадение, а мне думается – нет. Есть какой-то высший символ, что с интервалом в сто лет на русской земле родились два гениальных человека, два скульптора, создавших десятки, если не сотни шедевров во славу Руси. Оба родились в крестьянских семьях с невеликим достатком, оба прошли непростой путь ученичества – один в рисовальной школе, другой в строительном техникуме, – прежде чем пришли к пониманию своего предназначения и поступили – один в Императорскую академию художеств, а другой в художественный институт имени Сурикова.
Оба они были глубоко православными людьми, всем сердцем верными державным, монархическим идеалам. Назовем их имена. Это Александр Опекушин и Вячеслав Клыклов.
Александр Опекушин
Родившийся в 1838 году в семье крепостного крестьянина Александр Опекушин стал знаменитым русским скульптором-монументалистом. Это к вопросу о якобы «безысходной» и «неминуемо трагической» судьбе крестьян в царской России. Работами Опекушина восхищались люди всех рангов и сословий – настоящее искусство действительно объединяет.
Им были созданы прекрасные памятники Пушкину в Москве и Санкт-Петербурге, Лермонтову в Пятигорске, адмиралу Грэйгу в Николаеве, многим общественным и государственным деятелям России. Но наиболее важной для скульптора была монархическая тема, тема великой Российской Империи, которую сильные и державные государи вместе с православным русским народом сделали могущественным европейским государством. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт в 1898 г.) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств.
Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты. И это действительно так…
Только дорвавшимся до власти большевикам это было неважно и не интересно. В 1917 году заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции".
Имя Александра Опекушина даже не было упомянуто (!) в многотомной "Истории русского искусства", изданной в советские годы, хотя опекушинский памятник Пушкину до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Москвы.
Через шесть лет после трагического крушения столь любимой им благословенной монархической России в начале марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники…
Вячеслав Клыков
Родившийся в 1939 году Вячеслав Клыков был родом тоже из крестьян, только не ярославских, как Опекушин, а курских. Вот так он сам рассказывал о своем детстве. «У нас род был большой, — а советская власть разделила его натрое. Три брата — три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал — это мой родной дед. Второй — крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат, а третий стал монахом Киево-Печерской лавры отцом Иоанном и позже был причислен к лику святых». Казалось бы, юному Славе Клыкову судьбой было определено идти по стопам деда, но советскую власть этот парень не жаловал, и на то у него были причины. «Председателем нашего сельсовета, — вспоминал Клыков, — была не женщина и не мужчина. Носила она комиссарскую кожанку. Волосы были подстрижены горшком. Говорила лозунгами и курила «Беломор». Наши деревенские над ней подсмеивались, но жалели — ни мужа, ни детей. Секретарем сельсовета был глухонемой. И наконец, оперуполномоченным НКВД был местный дурачок».
А как же можно считать мироедом деда-середняка, если все свидетельствовало об обратном? «С детства я видел, — рассказывал скульптор, — где хороший хозяин, там справный дом, не перекошенные окна и дверь, забор ровный, жена ухоженная, дети чистые. И в углу икона Божьей матери или Николая-чудотворца. Где хозяин плохой — там дом кривой, дети сопливые, двор грязный, жена никудышная».
Богом данный талант раскрылся в Суриковском училище-институте.
Понятно, что по окончании вуза, скульптор по определению вынужден браться за любые заказы, лишь бы прокормить семью. Вот и у Клыкова была возможность разъезжать по городам и весям и клепать памятники Ленину, а также безликие монументы партийным деятелям, но он ею не воспользовался. Позже скульптор скажет: «Я памятников революционным вождям никогда в жизни не делал. Просто, наверное, Бог берег меня. Хотя за это хорошие деньги платили в советские времена, а после учебы нуждался я очень сильно. Но, тем не менее, никогда не польстился. Что касается памятников Ленину, то я думаю, что нельзя ставить памятники губителям, разрушителям России».
Семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века – время на, которое приходится становление Мастера – не самые лучшие годы для демонстрации своих монархических идеалов и патриотических чувств по отношению к императорской России. Однако, именно православно-патриотическая тематика работ Клыкова наполнила их духовным смыслом, сделав самого скульптора искренне любимым русскими людьми. Памятники таким патриотам России, как святые Владимир Святославович и Сергий Радонежский, князья Александр Невский и Дмитрий Донской, военачальники адмирал Колчак и маршал Рокоссовский, писатели Иван Бунин и Федор Достоевский, певец Игорь Тальков и поэт Николай Рубцов, украшают самые разные города святой Руси и помогают ей хранить Веру Православную.
Сам Вячеслав Михайлович никогда не скрывал своих убеждений, говорил открыто и прямо о том, что необходимо «убирать памятники душителям русской культуры, душителям русских традиций, богоборцам». Он считал, что обязательно нужно менять название улиц, носящих имена террористов, злодеев и убийц, которые кровоточащими ранами рассекают карты русских городов. Улицы и переулки имени халтуриных-каляевых-гриневицких-перовских ведут в тупик нравственности и совести народа. О каком покаянии и осмыслении пути можно говорить, если в топонимике современной России присутствуют во многом количестве улицы и объекты, посвященные мучителям русских людей, - шизофреничному Бела Куну и маньячке Землячке, цареубийце Войкову и монстру питерской ЧК Урицкому. Таких улиц и переулков в России сегодня многие сотни. И все они работают на воспитание манкуртов – людей-зомби с атрофированной исторической памятью.
Внучата Ильича. Дело борьбы с памятниками живет.
Вячеслав Клыков всегда ощущал в душе силу монархической власти и был уверен в том, что это единственно правильная для России форма правления. Поэтому, как и Опекушин, он с таким душевным трепетом и благоговением работает над памятниками Петру Столыпину, отдавшего жизнь за Царя и Великую Россию, и Великой княгине Елизавете Федоровне, столь почитаемой православными за свое бескорыстное служение людям, которую в июле 1918 года большевики злодейски убьют, живой сбросив в шахту и забросав гранатами. С большой любовью и искренним уважением к последнему Императору Всероссийскому был выполнен Мастером памятник Николаю II, установленный в селе Тайнинское, что неподалеку от Мытищ.
Удивительно, но идея большевиков «разрушить все до основанья» настолько глубоко укоренилась в некоторых потомках свердловых-троцких-урицких, что они даже через восемьдесят(!) лет после переворота, учиненного их идейными отцами-вдохновителями, не удержались от вандализма, взорвав (!) памятник Государю Николаю Александровичу. Надпись на взорванном памятнике гласила: «Государю Императору Николаю II Русский народ с покаянием». Ничего себе – покаяние от «внучков самого человечного дедушки» Ленина!
"Мы сможем защитить своего Царя!"
Вячеслав Клыков тогда на собственные средства создал новый монумент, который открылся в 2000 году, когда Николай и вся его семья были причислены Русской Православной Церковью к лику святых Царственных Страстотерпцев. Фигура Императора выкована из меди. Государь гордо стоит, облачившись в горностаевую мантию, держит скипетр и державу. Скульптура представляет его в момент наивысшего триумфа – восшествия на престол. Памятник выполнен с неподдельной любовью и уважением к Царю-мученику. Клыков сказал тогда: «Если в свое время русский народ не смог защитить своего царя, то теперь, поверьте, мы это сможем сделать». Сегодня, когда Вячеслава Клыкова уже нет в живых, эти слова звучат особенно сильно и многозвучно. Мы сможем, мы должны защитить Благочестивого Государя Великой Российской Империи!