О Великой Отечественной войне написано много хороших книг, при этом много детских, но все равно эта тема неисчерпаема, через лет эдак пятьдесят, это событие будет таким же далеким, как война с Наполеоном для поколения, родившегося в 50-60-е гг. прошлого столетия. Уже прошло 75 лет со дня окончания страшнейшей войны 20-го века, но боль о ней жива и не утихает, и память о ней переходит из поколения в поколение и она не должна потухнуть. Ветеранов войны осталось совсем-совсем мало, уже уходят дети войны, в общем, не остается тех "живых" голосов, которые бы не дали переиначить настоящие факты и события Великой Отечественной.
Но есть книги, одной из которых является замечательная повесть Юрия Яковлева "Балерина политотдела", мне кажется, это одно из самых пронзительных произведений о войне, по сценарию писателя на киностудии "Ленфильм" Наумом Бирманом был снят фильм "Мы смерти смотрели в лицо". В кинопрокате картина появилась в 1981 г. Сюжет книги и потом фильма основан на реальных событиях, балетмейстер, режиссер и педагог, Аркадий Обрант, роль которого сыграл советский актер Олег Даль, в первые дни войны ушел в ополчение. В феврале 1942 г. по заданию политотдела командир агитвзвода Обрант направляется в блокадный Ленинград, чтобы собрать актеров для пополнения коллектива, казалось, бы война и балет, какая совместимость, сплошной абсурд?
Естественно, взрослых артистов он не находит, кто на фронте, кто на заводе, кто выбыл, кто просто не в силах передвигаться или уже не числится в живых. В фильме лейтенант встречает своего ученика из Ленинградского Дворца пионеров и уже потом находит остальных, пока еще живых, детей и вот из них, измученных, истощенных блокадой, голодом и холодом подростков, он создает молодежный фронтовой ансамбль при политотделе 55-й армии. Казалось бы, при всем пережитом этими ребятами, какое искусство, какие танцы, уже потеряна вся надежда на то, чтобы остаться в живых да и сил нет уже бороться за эту самую жизнь, в первую очередь, физических. Когда смотрела фильм, не могла сдержать слез, изможденные блокадные дети из последний сил пляшут и стараются улыбаться, а их бледные лица с болезненной синевой под глазами такие не по-взрослому седые, именно седые лица... Но они смогли, они начали выступать, за все военное время дали более трех тысяч концертов. И как бы это странно не звучало, детей немного откормили во фронтовых условиях, и самое страшное, что останься они в Ленинграде, то скорее всего, вряд ли они бы выжили...
Аркадий Обрант был талантливым педагогом, который в такое непростое время смог собрать и создать такой замечательный коллектив! Его учениками и участниками ансамбля был Феликс Морель, заслуженный тренер РСФСР, хореограф сборной РСФСР по художественной гимнастике, также Геннадий Кореневский - руководитель хореографического коллектива Ленинградского Дворца пионеров и Нелли Раудсепп и Эдуард Саттаров, которые стали комедийной парой на эстраде.
Думаю, надо смотреть такие фильмы и надо читать такие книги, именно книги, а не чтиво, читать нужно особенно сейчас, в книге Яковлева нет никакой советской пропаганды, там факты о тех страшных годах для нашего народа, о блокаде, о судьбах людей, о судьбах детей... Детей, которые, я считаю, тоже сделали много для нашей общей Победы, они прямо на войне давали нашим солдатам хоть на некоторое время отдохнуть от нее, этой проклятой войны, хоть на минутку почувствовать себя там в этой тихой мирной жизни...
"Танцуют, танцуют! Помнят все движения. Только нет лёгкости. Да в бою и не может быть лёгкости! Вадик так разошёлся, что сделал глубокий выпад: натянул поводья. Молодец! А неделю тому назад мы везли его на санях с блокадным диагнозом: утратил интерес к жизни. Хорошо, хорошо, Вадик! Я уже не думаю, а произношу вслух. Может быть, даже кричу: “Хорошо, Вадик! Теперь хватит, поднимайся!” А подняться он не может – нет сил, упал на колено… остановилась тачанка, припала на одно колесо. Кони уронили головы. Ранило возницу. А дядя Паша ещё играл по инерции. Потом баян умолк.
Зал был тих. Словно не было в нём зрителей. Никто не хлопал, никто не переговаривался. Только беззвучные парки от дыхания…
И тогда встал полковой комиссар, одёрнул гимнастёрку, поднялся на сцену, где ребята помогали встать Вадику.
– Запрещаю продолжать концерт, – глуховатым голосом сказал он. – Всех танцоров – в госпиталь». (отрывок из повести Ю. Яковлева "Балерина политотдела")
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали,
И только в сорок пятом — паспорта. (Юрий Воронов)