Найти тему
Лиса-искусствовед

Картина "Дама с горностаем" 5 фактов

Дама с горностаем. Леонардо да Винчи. 1490(1483-1490)(?)
Дама с горностаем. Леонардо да Винчи. 1490(1483-1490)(?)

Данная картина была написана Леонардо да Винчи. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани - любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога Миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины.
1. На сегодняшний день осталась только часть картины, был затемнён фон, изменено платье, а вуаль была перекрашена в цвет волос. Еще одной корректировкой неизвестного реставратора было добавление темных теней между пальцами ее правой руки. Самое главное открытие картины было в том, что итальянский художник писал произведение не одноэтапно, а в три четко различимые этапа. Его первой версией был простой портрет без животного. Во вторую стадию художник включил маленького серого горностая. В третьей стадии маленький зверек перевоплотился в крупного белого горностая.
2. Горностай играет самую важную символическую роль в художественном оформлении. Искусствоведы выяснили, что горностай олицетворяет возлюбленного модели Людовико Сфорца. Кроме того, горностай скрывает беременность модели (вскоре она родила сына Чезаре, а горностаев с древности связывали с акушерством и защитой беременных женщин).
3. Художник использует длинные кривые линии при отсутствии использования прямых линий. Картина почти полностью состоит из изгибов. Исключение - это полоса на голове и квадратный вырез на ее платье.
4. Художник писал свои картины, используя геометрию и математические принципы, открытые древними греками. Плавно изогнутое тело горностая и форма поворота героини были чем-то совершенно новым способом написания портретов, который придал ритм всей композиции. Такая движущаяся композиция портрета напоминает змею из барокко
5. Героиня работы - Сесилия Галлерани . На момент картины ей 16 лет. Сесилия родилась в Сиене, там она получила образование, знала латынь, писала стихи и имела музыкальный талант. Этот портрет работы Леонардо, которого она описывала как "не имеющего себе равных", создал новый идеал придворного женского портрета. Запечатленная вполоборота, с намеком на улыбку, Сесилия и впрямь как будто выхвачена из жизни. Эта поза была уже стандартной для портретной живописи, будучи популяризированной голландскими художниками Ян ван Эйком и Хансом Мемлингом.