С 1946 года Сталин предпринимал решительные попытки «подпилить ножки у стула», на котором «восседал» высший генералитет советской армии, стремясь недвусмысленно намекнуть, кто в доме хозяин.
В качестве эффективных средств воздействия использовались отработанные еще в довоенные годы приемы: возбуждение уголовных дел (в первую очередь, «авиационного» и «трофейного»), партийные чистки, понижение в должностях, публичная травля через центральные печатные органы командиров самого разного уровня.
Отношения между армией и партией в послереволюционный период никогда не были радужными. После войны же напряженность между обеими структурами стала нарастать с новой силой из-за резко возросшего авторитета военных.
Сталин начал «партию» с показательного назначения на пост министра Вооруженных сил совершенно гражданского партийца Николая Булганина, не имевшего к армии ровно никакого отношения.
Назначение сопровождалось присвоением маршальского звания, что кадровыми солдатами и офицерами, рисковавшими жизнью на фронте и добывавшими звания кровью и потом, воспринималось не иначе как позорная оплеуха.
В отношении руководящих военных кадров было инициировано возбуждение нескольких уголовных дел, включая два особенно громких - «авиационное» и «трофейное». В обоих случаях неявно в качестве мишени был выбран маршал Жуков.
Формально поводом к возбуждению авиационного дела послужили жалобы Василия Сталина своему отцу на то, что, дескать, возросла аварийность самолетов, в чем наверняка повинны вредители, осевшие в руководящем составе армейского авиахозяйства.
В числе арестованных, наряду с министром авиационной промышленности Шахуриным и рядом других высокопоставленных чинов, по делу проходил главный маршал ВВС Александр Новиков, который под пытками дал показания, затрагивающие честь Жукова.
Новиков «изобличал» Жукова в принижении роли Сталина и одновременном возвышении собственной роли в победе над фашизмом, этаком «бонапартизме» и чрезмерно завышенной самооценке, отрицательно сказывающейся на положении в армии.
Эти показания стали предметом обсуждения 01.06.1946 Высшим военным советом на специальном заседании с приглашением Жукова.
В отличие от партийной верхушки, военное руководство страны, присутствовавшее на заседании, стало на сторону Жукова, засомневавшись в подлинности показаний Новикова. Это обстоятельство не позволило сразу же применить к Жукову жесткие меры воздействия.
Спустя три месяца, однако, Жукова смещают с должности главкома Сухопутных войск и назначают на второстепенную должность начальника Одесского военного округа.
В некотором роде Жукову повезло: тот же Новиков в конце концов был осужден к 25 годам лишения свободы. Такой же срок мог ожидать и Жукова, будь на то воля Сталина и если бы следствие велось с чуть большим пристрастием…
Параллельно шло расследование еще одного политического дела – «трофейного», по которому был арестован друг и соратник Жукова генерал-лейтенант Константин Телегин (проходивший в качестве подозреваемого и по авиационному делу), а также его адъютант Семочкин.
Под воздействием пыток оба дали показания о низком моральном облике маршала Жукова, «фактах» мародерства в Германии и вывозе крупных партий драгоценностей, уклонении от уплаты партвзносов и тому подобных прегрешениях.
По месту жительства (в квартире, на даче) Жукова были проведены обыски, однако никаких крупных партий драгоценностей обнаружить не удалось.
Убедительных доказательств причастности Жукова к каким бы то ни было преступным действиям добыто не было, однако он все же был исключен из числа кандидатов в члены ЦК.
В прессе началась неприкрытая травля маршала с изложением весьма нелестных эпитетов и обвинением в корыстолюбии, вывозе из Германии самых разных ценностей, неискренности, позорящей высокое звание коммуниста, и противопоставлении себя партии.
В 1948 году Жукова ждет еще одно унижение – назначение на должность командующего Уральским военным округом. Новая должность явно не соответствовала рангу «Маршала Победы», коим по факту являлся Жуков, что, собственно, и спровоцировало у него сердечный приступ.
Таковы вкратце причины и обстоятельства первой по счету послевоенной опалы Жукова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
3. НКВД мог физически устранить Гитлера уже в 1943 году, но Сталин запретил это делать. Почему?..
Понравилась статья? Будем рады Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал )))