Найти тему

«ЛИГА ФЛОТОВ» ПАВЛА I. ВОЙНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

К началу ХIХ века британские джентльмены попытались столкнуть в войне две континентальные империи – Наполеона и Павла I. Не удалось. В 1800 году в Париже и в Петербурге стали разрабатывать план совместного отвоевывания у Англии Индии. Историки издеваются над планами Павла I, критикуя авантюризм этой идеи, в то же время, убеждая, что начало именно этого плана ускорило смену Павла I на Александра I. Хотя, почему якобы неосуществимый план так напугал Лондон?

Истинная причина «апоплексического удара» в Михайловском замке была в другом. В 1800 году генерал-адмирал Павел I выступил на европейской арене с инициативой создания ЛИГИ ФЛОТОВ, общеевропейских военно-морских сил, объединявших в себя ВМФ Франции (включая аннексированный флот покоренной Наполеоном Испании), Дании, Швеции. Что бы быть сильным в этой Лиге Павел I утвердил Большую Судостроительную программу, включавшую в себя невиданное усиление русских Балтийских и Черноморского флотов. Только за сравнительно короткий срок «павловского» царствования на Балтике было спущено на воду 17 линейных кораблей, 8 фрегатов и находилось к 1 марта 1801 года на судоверфях еще 5 линейных кораблей и 4 фрегата. По смете Адмиралтейств-коллегии, утвержденной Павлом I, на Балтике готовились к 1802 году поднять Андреевские флаги над 45 линейными кораблями, 32 фрегатами, 200 канонерских лодок, 12 бомбардирских судов, не считая галерных и мелких судов. Если Франция, Швеция и Дания союзники, то против кого должна быть направлена на запад «павловская армада»? Помимо разработки маршрутов будущего похода в Индию, Наполеон, Павел I, король Швеции и Дании реализовали пассивную морскую блокаду Англии. Точнее, британских товаров. Британские суда могли спокойно вывезти продукцию английских фирм, только вот куда? Где могли бы их продать, если ни один порт на территории Франции, Испании, Швеции, Дании и России не принимал английских купцов. На Черном море Павел I готовился усилить флот 15 новыми линейными кораблями, 14 фрегатами и 123 мелкими судами. Это против турок и англичан, коль посмеют войти в Черное море. Кстати, именно Павел I озвучил проект открытия в Севастополе второго морского кадетского корпуса, для подготовки офицеров с учетом особенностей театра Черного и Средиземного морей. И не только командирами отличался павловский флот.

-2

Английский адмирал Тревени, оценивал общее состояние подготовки экипажей русских кораблей той поры: «Нельзя желать лучших людей, ибо неловкие, неуклюжие мужики скоро превращались под выстрелами в смышленых, стойких и бодрых моряков».

Лига флотов Европы была открыто антианглийской и готова была выставить армаду в 611 кораблей. Для чего? Только лишь для постоянного крейсерства вокруг британских островов? Долго и разорительно. Остается одно – для высадки стратегического десанта на берега Дувра. С 611 кораблями можно было уже потягаться с Гранд-Флитом туманного Альбиона. А на суше против французов и русских англичане не вояки. Да и чем было им сражаться, если от мировых ресурсов их бы отрезал соединенный флот Лиги?

Успех Лиги Флотов, душой которой был император Павел I, перевернул бы весь геополитический расклад на планете. И уж как минимум отставил бы одно воспоминание о могуществе торговых компаний и банков Лондона. Их капиталы бы просто конфисковали на правах победителей. К гадалке не ходи, в столице Великобритании это поняли мгновенно. 22 февраля 1801 года Павел I отправил атаману донских казаков, авангард которых уже выступил в поход, уточненную карту Индии. Считается, что это послужило последним аргументом в пользу уничтожения Павла I сторонниками английского владычества миром. Император мог бы вообще не участвовать в Индийском походе… Это его все равно не уберегло бы от «апоплексического удара» подсвечником. Индия были лишь частью богатств лондонских джентльменов. Павел I грозил забрать все.

Картина И.-Б. Лампи Младшего «Павел I со свитой» (1802).
Картина И.-Б. Лампи Младшего «Павел I со свитой» (1802).

Уже весной 1801 года (какая оперативность) новый император Александр I указал сформировать «Комитет образования флота». Его председателем был граф Воронцов, ни дня не служивший во флоте, но долго живший в Англии и бывший англоманом до мозга кости. Итогом его «председательства» стал доклад, суть которого была выражена в одном абзаце. «По многим причинам, России нельзя быть в числе первенствующих морских держав, да и надобности в том и пользы не предвидится. Довольно, если морские силы наши будут устроены только на двух предметах: сбережение берегов и гаваней наших на Черном море и и достаточный флот на Балтике. Посылка наших эскадр в Средиземное море и в другие экспедиции делали несколько блеску и пользы никакой». То есть русский флот переставал быть инструментом глобальной политики и окончательно становился исключительно прибрежным родом войск. О мировом океане нельзя было и мечтать.

Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.

Пишите комментарии, ставьте лайки, и подписывайтесь на наш канал.