Непридуманные рассказы о войне. История подвига в пожелтевших треугольниках...от первого лица.
Несколько лет назад, еще работая журналистом и готовя материал к годовщине Победы, попала в скромный школьный музей ВОВ... Особо возиться хранителю музея со мной было некогда. "У нас в это время самая горячая пора, экскурсии. Уж извините" , - сказала она немного уставшим голосом и протянула старую потрепанную папку, на которой бережно выведено "письма с фронта"... Пока школьники слушали о подвигах ребят, живших в том же городе и на тех же улицах, я читала написанные карандашом строчки ... а там внутри такая тоска, такая жажда жизни и такая любовь к родному городу, дому, матерям, женам...
2 июня 1944 года. «Первомайский привет с фронта». Гор. Куйбышев, ул. Водников, д.78... «Здравствуй, дорогой Виктор, Папуша и Элечка…
«Папуша, получил твою открытку и очень рад, что ты меня не забываешь…В отношении моего временного молчания есть очень много причин, о которых мы будем рассказывать после войны за кружкой Жигулевского пива или же на зеленой лужайке в садах. Помнишь, как мы любили собираться тесной компанией и отправлялись любоваться природой, отдыхать от городского шума и суеты.
Это письмо принес кто-то из школьников много лет назад. Кто этот солдат, писавший в 44-ом письмо своим родным, в музее не знают.. Где служил? Вернулся ли с войны? От его "большой" истории (других в то время не было) осталось всего несколько строк на пожелтевшей бумаге продовольственной карточки…
Сейчас, если бы мне предложили отправиться на прогулку, я бы, пожалуй, отказался. За 2 с лишним года, все время находясь в лесу, в степи или же в горах – уже эта природа не кажется такой же великолепной как раньше. . Сейчас бы с удовольствием понаблюдал жизнь и суету большого города, полностью окунулся в домашний уют и семейное счастье, повидался с сыном в свободную минуту.. "
Я переписывала эти строки вручную и не могла справиться с потрясывающимися руками..
«...военные письма, как лучи угасших звёзд, долго - долго идут к нам и бывает - звезда давно погасла, а луч её, весёлый и яркий, ещё долго пронзает пространство, неся людям ласковое сверканье уже не существующего светила». Повесть о настоящем человеке..
"А это письма Василия Милютина.. Знаете, Маресьев был не единственный, о ком можно было повесть о настоящем человеке писать", - хранитель музея достала из папки еще несколько треугольников и протянула мне...
22 декабря 1943 года: Треугольник. Штамп: Цензурой проверено. ул. Фрунзе, дом 187… гор. Куйбышев. «Добрый день, дорогая Мама!... Шлю тебе самый горячий привет…
... и желаю самого лучшего в твоей жизни и работе……..Поздравляю с новым 1944 годом и желаю всего самого лучшего в твоей жизни в новом году.. Живу по-старому – хорошо. Изменений в жизни никаких нет, кроме того, что с каждым днем продвигаемся все дальше и дальше на Запад. Новый год буду встречать на Западе – в Киеве».
Летчик Василий, Вася Милютин писал с фронта часто, маме, главному человеку в его жизни… В каждом письме успокаивал, уверяя, что все хорошо, что нет ничего, за что она могла переживать… о ранениях рассказывал мало и только, когда дело шло на поправку. В одном из боев его самолет был сбит, не дотянул до земли. Еще в июле 1941 года обгоревшим и израненным Василий Милютин приземлился на парашюте где-то под Смоленском…
Орден отечественной войны 2 степени, Василий Милютин получил уже в Тбилиси, где судя по всему проходил лечение.(к сожалению о его службе, о его войне известно слишком мало…). Оттуда, из Тбилиси и писал очередное письмо маме.. По крупицам, по отдельным фразами, можно понять, что происходило с ним, но ни слова о боли, страданиях, даже о самом тяжелом ранении вскользь, как будто между прочим...
Гор. Тбилиси. в/ч 901. 1-ое отделение:
"Живу по –старому . Жду полного заживления раны и последнюю операцию. Мне думают сделать пересадку кожи. Мама, эта Ольга Степановна из Смоленской области мне не помнится, но мне кажется, что она одна из тех женщин, которая меня переодевала, когда я приземлился на парашюте, помнишь? Я первый раз лежал в госпитале обгоревший… Пришли мне, мама, от нее письмо, если получишь…» Горячо целую. Прошу тебя, дорогая, чтобы не беспокоилась обо мне и берегла свое здоровье, если у тебя будет все нормально, то и мне легче будет.."
А новый 44 год Василий Милютин встретил в бою.. В своем письме он рассказывал, что 1 января его подкараулил «немецкий» стервятник… «Мне пробило крупно-калиберной пулей голеностопный сустав и стопу правой ноги», - писал он.
Но, мама, ты не беспокойся, все самое страшное, позади. Сейчас у меня состояние хорошее. Т. 37,4, сил поднабрался … буду продвигаться ближе к дому…»
Василий не обманул. Он вернулся домой, но не в 44, а уже после окончания войны.. Он был в Берлине, он стал свидетелем Победы.. В музее самарской школы №6, в которой он учился, хранится его грамота участника взятия Берлина.. : «вы до конца выполнили свой долг перед Родиной в Отечественной войне, прославили русское оружие на полях сражений с немецкими оккупантами…»
После войны он вернулся домой, много работал.. Но практически никто не знал, что тогда, в войну он потерял ногу, а затем, как и Маресьев вернулся на фронт и дошел до Берлина.
Знаю, таких историй наберется на сотни,тысячи книг и повестей о настоящем человеке.. но как же хочется сохранить рассказы о войне от первого лица... и в этих письмах они кажутся более искренними, чем тысячи современных пересказов историй о войне...