Найти в Дзене
Вечерний лекторий

Живописец хлада тонкого.

Оглавление

14 апреля –150 лет со дня рождения

Виктора Эпильдифоровича

БОРИСОВА-МУСАТОВА

(2 [14] апреля 1870 — 26 октября [8 ноября] 1905),

русского живописца, представителя символизма.

В.Э. Борисов-Мусатов, Автопортрет, 1900
В.Э. Борисов-Мусатов, Автопортрет, 1900

Виктор Эпильдифорович Мусатов родился в простой, но вполне «интеллигентной» по тогдашним меркам, семье, впрочем, далекой от артистических интересов. Родители его были выходцами из крепостных, осевшими в Саратове. Отец служил на железной дороге. В раннем детстве ребенок неудачно упал и вследствие этого на всю жизнь остался калекой. Рано проявившимся художественным задаткам Вити никто не препятствовал. Правда, для того, чтобы отпрыск смог «выбиться в люди», его поначалу определили в Реальное училище. Однако, увидев, что и там он в основном «рисует», решили больше не истязать юношу науками, а дали ему возможность попытать счастья в любимом деле.

В 16 лет Виктор отправился сначала в Москву, учиться в Училище Живописи, ваяния и зодчества. Затем, через три года, перебрался в Петербург. Поступил в Императорскую Академию Художеств, проучился там пару лет у Павла Чистякова и «сбежал» от разъедающей питерской сырости обратно в Москву. Там он сближается с «Союзом русских художников» – объединением, в общем-то идейно чуждым ему. Однако, благодаря этому, молодой ищущий художник держит руку на пульсе современных тенденций в искусстве. В 1895 году Виктор Мусатов (фамилию Борисов он прибавил несколько позже, в честь деда) отправляется в Париж, в частную школу живописца Фернана Кормона (Fernand Cormon, 24 декабря 1845, Париж20 марта 1924, Париж). Как пишут исследователи, школа Кормона обладала для юных дарований рядом притягательных преимуществ – по сравнению с пафосной Школой Изящных Искусств и даже с таким, казалось бы, демократичным заведением, как Академия Жюлиана.

«В 1890-е годы обучение в частной студии Кормона привлекало выходцев из России отсутствием формальных препятствий к поступлению — профессор достаточно либерально относился к молодёжи: не требовалось знание французского языка, учеников, как правило, принимали без экзаменов, даже рекомендательное письмо не являлось обязательным условием (достаточно было нескольких рисунков, чтобы Кормон убедился, что имеет дело не с дилетантом)/ Усова Е. Студия Фернана Кормона и ее русские ученики в 1890–1900-е годы // Искусствознание. Вып. 3/2019. — М.: ГИИ, 2014. — С. 242—471. ».

Автор двух-трех нашумевших в своё время картин (вроде «Детей Каина»), сейчас Кормон в основном известен – как и его русский коллега Чистяков – как талантливый педагог, воспитавший плеяду прекрасных художников.

Фернан Кормон, Дети Каина, 1880
Фернан Кормон, Дети Каина, 1880

В Париже Виктор, безусловно, не только учится своему ремеслу. Он пристально вглядывается во всё новое для него. Впитывает, размышляет…

Наибольшее внимание молодого Мусатова привлекают два явления в современной живописи.

Это – импрессионизм, уже клонившийся во Франции к закату – с его открытой, «дышащей» манерой письма, магической sans finis, оставляющей простор для зрительского воображения. Несколько работ художника написаны явно под воздействием импрессионистической техники. (Например, «Мальчик с собакой в саду»,1895 и «Девушка с агавой», 1897)

И, конечно, главным открытием для Мусатова стал символизм.

Это направление тогда, в 1890-е г.г., только набирало силу и ряды сторонников. Но, как и три десятилетия назад, в эпоху Бодлера, Гюстава Моро и Пюви де Шаванна, символизм оставался непонятым и высмеянным широким зрителем. Но что за дело художнику – до смеха толпы! Символизм никогда не позиционировался, как «искусство для всех». Его изначальная элитарность, его туманные и громоздкие отсылки к древней истории, мифологии, религии; его интерес к тайным и запретным учениям, магии и мистицизму – всё это вызывало притяжение лишь очень тонкой прослойки художников и резкое отторжение здравомыслящих буржуа.

Но это как раз и привлекло Борисова-Мусатова, в будущем одного из наиболее стойких последователей этого направления.

Некоторые усматривают в творчестве художника явную тягу к мистицизму. Однако, мы никогда, кроме таких откровенно «гиньольных» картин, как «Призраки» (1903), не обнаружим у него склонности к визионерству, манифестациям духа и смутным пророчествам, какими «грешили» другие художники-символисты. Таинственность этой работы – самой ранней в череде его зрелых произведений – нарочитая. Эта картина – не более, чем дань расхожему европейскому салонному декадансу. При том, что художник сам уверял, что всего лишь запечатлел собственное видéние. Публике нравятся чувствительные истории о бледных девушках-привидениях! Сколько их было тогда написано в Европе! Одинаково эффектных, подчеркнуто искусно и искусственно сконструированных, даже без тени подлинного переживания. Но эта работа, к счастью, стала исключением в творчестве Виктора Эпильдифоровича.

В.Э. Борисов-Мусатов, Призраки, 1903
В.Э. Борисов-Мусатов, Призраки, 1903

По возвращению на Родину, он быстро оправился от детской болезни декаданса с его спиритической буффонадой a la Felicienne Ropse. Он ищет и, наконец, находит, душевное и творческое пристанище. Свою линию в искусстве, свою мелодию. Очень негромкую, несколько однообразную, но исполненную щемящих задушевных полутонов.

С 1899 года художник полюбил на лето поселяться в старинных усадьбах. Сначала это была Слепцовка, а затем, летом 1901 и 1902 годов - Зубриловка, старинное заброшенное имение бывших хозяев его предков. Эти усадьбы стали для Мусатова не просто местом дачного досуга и plein air’a. Они превратились в точку схода всех его творческих замыслов. Оказывается, для того, чтобы творить Миры, художнику не обязательно бороздить моря, города и пустыни! Порой ему достаточно одного старого Дома, старого Сада и нескольких, бесконечно близких ему, людей…

Именно в Зубриловке – или под впечатлением от нее – и создано большинство работ художника. Она стала их пейзажным фоном и духовно-эмоциональным камертоном. Бледные, оцепенело-мечтательные фигурки полотен Мусатова – это абсолютно живые люди – сестра, жена, брат, друзья. Только несколько стушеванные, словно помещенные за полупрозрачный занавес мусатовской меланхолии. Ему было мало просто портретировать. Ему было мало просто живописать. Ему было нужно преображать. И он, воображая себе совершенно невозможную смесь эпох, мод и обиходов – робронов 18 века с буклями 1860-х годов, толстовок и разночинских бородок с алонжевыми париками – преображал Жизнь. Превращал ее в Сон, в Грёзу, в Печальный Карнавал. Однако же, во всем этом условном карнавальном мареве нарядов не существовавших эпох – проглядывают весьма крепкие, костистые крестьянские фигуры! В этом – он был и сыном своих родителей, выходцев из крепостных, и сыном своей эпохи. В которой условный Белый Пьеро, этот ходячий герой Серебряного Века, при всех своих прециозных манерах и загадочности фраз, всегда оставался крестьянским сыном и продувной бестией. Пусть даже под маской Поэта и Мечтателя. Да, символизм для Борисова-Мусатова был не воздухом, а платьем. Но платьем удобным, сшитым по мерке и на все случаи жизни.

При этом, не нужно забывать: Борисов-Мусатов всегда оставался учеником своих учителей, Чистякова и Кормона, этих двух Дон-Кихотов Правды в искусстве. Любовь к этой самой художественной правде и верность натуре из Мусатова было не выбить никакими «декадентскими искусами». Склад характера и особенности дарования – вот, благодаря чему этот тихий и незаметный человечек с горбом вошел в круг наиболее видных представителей русского символизма. А вовсе не благодаря «модным» темам и экстравагантной манере письма и art de vivre. Мечтательность и меланхоличность, вкупе с несколько болезненной эмоциональностью, были исконной частью его натуры. Они придавали особый, «мусатовский» привкус той действительности, какая попадала в его поле зрения. Привкус палых листьев, горького дыма, горьких утрат и смутных ожиданий. Именно этим наполнены практически все картины Борисова-Мусатова…

… Вот- «Автопортрет с сестрой» (1898) - навсегда застывшая пауза в прерванном разговоре.

В.Э. Борисов-Мусатов, Автопортрет с сестрой, 1898 (холст, темпера, масло). ГРМ, Санкт-Петербург.
В.Э. Борисов-Мусатов, Автопортрет с сестрой, 1898 (холст, темпера, масло). ГРМ, Санкт-Петербург.

А вот – «Осенний мотив», 1899 - еще одна мучительная пауза в беседе. Затишье в извечной борьбе Мужского и Женского, всегда Близкого и всегда Далекого…

В.Э. Борисов-Мусатов, Осенний мотив, 1899 (холст, темпера, масло).
В.Э. Борисов-Мусатов, Осенний мотив, 1899 (холст, темпера, масло).

Или, пожалуй, самая известная работа художника, «У водоема» (1902) - бесконечно замирающая перекличка усталых стихий. Пожалуй, это – самое музыкальное полотно художника. И самое поэтичное. Полутона, нюансы, ритмические параллели, репетиции и рифмы: облаков, деревьев, контуров берега пруда, раздувшихся баллоном кринолинов…

Если не по топонимике, то по поэтике эта картина так привычно и естественно «рифмуется» со стихами:

Был тихий вечер, вечер бала,

Был летний бал меж темных лип,

Там, где река образовала

Свой самый выпуклый изгиб.

<…>

Был тихий вальс, был вальс певучий,

И много лиц, и много встреч,

Округло-нежны были тучи,

Как очертанья женских плеч.

Река казалась изваяньем,

Иль отражением небес,

Едва живым воспоминаньем

Его ликующих чудес.

Был алый блеск на склонах тучи,

Переходящий в золотой,

Был вальс, призывный и певучий,

Светло овеянный мечтой.

Был тихий вальс меж лип старинных

И много встреч, и много лиц,

И близость чьих-то длинных, длинных,

Красиво загнутых ресниц.

(Виктор Гофман, «Летний бал», 1910)

Слова и краски словно круглятся, зыбко плывут, кружатся, переплетаются…

В.Э. Борисов-Мусатов, У водоема, 1902 (холст, темпера, масло). ГРМ, Санкт-Петербург
В.Э. Борисов-Мусатов, У водоема, 1902 (холст, темпера, масло). ГРМ, Санкт-Петербург

Эмоционально и композиционно эта работа перекликается с другой картиной, «Гобелен» (1901-02). В ней – даже в самом ее названии – художник словно формулирует творческое credo. Своё и всего поколения художников 1900-х годов. Как бы ни было глубоко личным переживание художника, картина должна быть, по мнению мастера, прежде всего, красива, как живописная плоскость.

В.Э. Борисов-Мусатов, Гобелен, 1901 (холст, темпера, масло)
В.Э. Борисов-Мусатов, Гобелен, 1901 (холст, темпера, масло)

После десятилетий засилья позитивисткой «идейной» живописи передвижников, для которой декоративные характеристики были чем-то «опасным и вредным», Мусатов чуть ли не первым в русской живописи сформулировал идеи Эстетизма. Подхваченные «Миром Искусства», «Голубой розой» и другими художественными объединениями той поры, они стали неотъемлемой частью нового понимания задач живописи. Актуальными они остаются и по сию пору.

В последние три года жизни в творчестве Борисова-Мусатова появляется один и тот же настойчивый лейтмотив.

Фризовая композиция с процессией девичьих фигур.

Они всегда одеты в излюбленные художником условно-исторические наряды. Нечто среднее между робронами 1730-х и кринолинами 1860-х годов… Их вереницы не создают ощущения слитности. Каждый персонаж индивидуально охарактеризован, здесь нет Героя и Хора. Лица их сосредоточены на чем-то своем и безучастны к остальным.

Таковы, например, картины «Изумрудное Колье», или «Прогулка при закате», (1903-1904).

В.Э. Борисов-Мусатов, Изумрудное ожерелье, 1903-04
В.Э. Борисов-Мусатов, Изумрудное ожерелье, 1903-04
В.Э. Борисов-Мусатов, Прогулка при закате, 1903
В.Э. Борисов-Мусатов, Прогулка при закате, 1903

В 1904-1905 годах, незадолго до смерти, Борисов-Мусатов работал над эскизами для росписи гостиной в знаменитом особняке Дерожинской в Москве. Это был один из первых особняков, построенных в стиле модерн - и в творчестве его автора, архитектора Федора Шехтеля, и в русской архитектуре вообще.

Причуды заказчицы не позволили художнику завершить этот труд. В октябре 1905 года, буквально за несколько дней до внезапной кончины, Борисов-Мусатов в письме к Александру Бенуа писал: "Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать ее. Так я мечтал об этом. Хоть это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето, и два – осени <…> владелица же палаццо, где нужны фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши". Написано весьма в духе автора! Корректно, но так, что сразу всё становится понятным. Извечный конфликт художника и заказчика! Вполне вероятно, что именно это «фиаско» стало причиной скоропостижной смерти художника.

Эти работы известны как «Весенняя сказка», «Летняя мелодия» «Осенний вечер» и «Сон Божества».

В.Э. Борисов-Мусатов, Весенняя сказка, 1904-05 (бумага, акварель, темпера)
В.Э. Борисов-Мусатов, Весенняя сказка, 1904-05 (бумага, акварель, темпера)
В.Э. Борисов-Мусатов, Летняя мелодия, 1904-05 (бумага, акварель, темпера)
В.Э. Борисов-Мусатов, Летняя мелодия, 1904-05 (бумага, акварель, темпера)
В.Э. Борисов-Мусатов, Осенний вечер, 1904-05 (бумага, акварель, темпера)
В.Э. Борисов-Мусатов, Осенний вечер, 1904-05 (бумага, акварель, темпера)
В.Э. Борисов-Мусатов, Сон Божества, 1904-05
В.Э. Борисов-Мусатов, Сон Божества, 1904-05

Долгие годы знатокам искусства был знаком только этот цикл подготовительных акварельных эскизов. Несколько лет назад, с 2009 по 2013 год велась реставрация особняка Дерожинской. Предприимчивые художники-реставраторы решили исправить «случайную ошибку истории» и украсили стены восстановленной столовой новодельными панно, заново созданными по эскизу художника. Не стану рассуждать, насколько удачным оказался этот стилизаторский эксперимент. Критиков и так предостаточно.

 Столовая в особняке Н. Дерожинской  (Новодельные росписи по эскизам В.Э. Борисова-Мусатова 1905 года)
Столовая в особняке Н. Дерожинской (Новодельные росписи по эскизам В.Э. Борисова-Мусатова 1905 года)

Пусть сначала пожухнут краски…

«Реквием» (1905) – последнее и незаконченное творение Мастера. Как «Реквием» Моцарта. И, подобно Моцарту, Мусатов говорил, что пишет этот Реквием по себе…

…Тени далекого пейзажа… Девичьи фигуры, погруженные в умиротворение и тихо улыбающиеся чему-то своему, шествуют в свое таинственное обиталище, в некое подобие классического храма… Слово Requiem Борисов-Мусатов трактует точно и без всякой замогильной мрачности, которую обычно ему придают. Он буквально воспроизводит в живописных образах смысл этого слова: «покойся с миром».

И над тихими далями, над тенями дерев и людей вновь повисли Сумерки…

В.Э. Борисов-Мусатов, Реквием, 1904-05 (бумага, акварель, темпера).
В.Э. Борисов-Мусатов, Реквием, 1904-05 (бумага, акварель, темпера).

Мистическое чувство Борисова-Мусатова это библейский «хлад тонкий». Предчувствие близкого Откровения. Но еще не само Откровение. Безотчетное предвестие чего-то непостижимого, что всегда рядом с Жизнью. Или, того, что разлито в ней, но чаще всего почти неразличимо среди прочего… Это – ощущение Присутствия, бесконечное ожидание…

…Но наступают сумерки, затихают человечий и птичий гам, суета и страсти. И вот это самое безотчетное ожидание– заполняет всё…

Борисов-Мусатов – художник именно таких сумерек. Художник неуловимых переходов. Хлада Тонкого.

_______________________

© В.А. Агранович – текст;

Фото – из свободных источников;

Автор надеется на благосклонность читателей и благодарит за внимание и терпение.

Ваш "Вечерний лекторий"