Всем доброго здравия и хорошего настроения!
Биосфера нашей планеты организована таким образом, что в ней все должны что-то или кого-то жрать. И если едой является животное - то прежде всего его нужно поймать и умертвить, чтобы в желудке не дёргалось. Самый простой способ это сделать - нарушить целостность покровов её тела и влезть в её богатый внутренний мир.
Но если жертвой являетесь вы сами, вам же это не понравится, правда? Значит, нужно что-то делать. И простейший способ защиты в данной ситуации - увеличить прочность кожи до такого уровня, чтобы хищник элементарно не мог их пробить. Конечно, ещё можно отрастить шипы, построить домик, замаскироваться, стать ядовитым и т. д., но эти способы мы разберём потом отдельно. А сейчас поговорим именно о толстокожих.
Бесспорно, абсолютными лидерами толстокожести являются членистоногие: они не просто увеличили толщину кожи, а отрастили самые настоящие доспехи из хитиновых пластин, которые не только обеспечивают неплохую защиту, но и эффективно выполняют опорную функцию. Своим внешним видом они порой напоминают настоящих бронированных воинов, и, к слову, этот образ очень хорошо прижился в человеческой культуре.
У такого нательного панциря, однако, есть две проблемы. Во-первых - он не растёт, и в процессе развития его периодически приходится сбрасывать, чтобы отрастить более объёмный скелет. На время линьки, естественно, животное становится крайне уязвимым. Во-вторых - в нём обязательно должны быть мягкие подвижные сочленения, так как в монолитной оболочке будет невозможно двигаться. Конечно, продвинутые хищники - например, морские птицы и муравьи - научились успешно использовать эти слабости, находя у своих жертв открытые уязвимые зоны и разбирая их на запчасти, но, тем не менее, кутикулярная стратегия защиты оказалась чрезвычайно успешной: не случайно именно членистоногие занимают 80% от общего числа известных науке видов животных.
Самым мощным бронированием в мире членистоногих, без сомнения, обладают крупные морские ракообразные: крабы и омары. Мало того, что их покровы достаточно толстые, так они ещё и пропитываются карбонатом кальция, который всасывается из морской воды, что по факту делает их наполовину каменными. Прокусить такой доспех в живой природе не в состоянии практически никто, кроме крупных хищных рыб с сильными челюстями. Есть вариант попытаться разорвать добычу на части по границам сочленений, только сделать это зачастую довольно трудно - большинство ракообразных обладает недюжинной силой, и они, естественно, будут защищаться изо всех сил. Некоторые птицы научились решать эту проблему кардинально: они поднимают своих жертв в воздух и разбивают об камни. Но это вообще высший пилотаж во всех смыслах, и тех хищников, кто умеет творить что-то подобное, можно буквально по пальцам пересчитать.
Толстая кутикула очень часто является атрибутом различных паразитов, ведущих поверхностный образ жизни. Клещи, блохи, вши, мухи-кровососки, постельные клопы - все они какое-то время живут на теле крупных теплокровных животных и питаются их кровью. Естественно, они часто попадают во всякие места, да и сама жертва обычно пытается от них избавиться. Поэтому все эти мерзкие создания в процессе эволюции приобрели уплощённую форму тела (в виде лепёшки или сжатое с боков, как у блох) и отрастили мощный панцирь, что делает их уничтожение весьма затруднительным делом. Кстати, неубиваемость кожных паразитов - это одна из причин, почему мы их так боимся и ненавидим.
Удивительно мощные экзоскелеты встречаются и среди рядовых представителей сухопутной фауны. Самый банальный тому пример - чёрная златка (Capnodis tenebrionis). Их личинки живут и развиваются в древесине абрикоса, тёрна, сливы и других косточковых, поэтому данные жуки очень часто встречаются на дачах и в садах, где я каждое лето встречаю их с завидной регулярностью. Они отрастили очень качественный панцирь, видимо - для защиты от птиц, и прочность их кутикулы просто поразительна: когда мы, собирая учебную коллекцию насекомых, попытались накалывать их на булавки (уже неживых, разумеется), то оказалось, что даже толстые швейные ломы их не берут, а энтомологические и вовсе гнутся, как проволока.
Аналогичными свойствами обладают панцири у некоторых крупных долгоносиков, карапузиков, пластинчатоусых и усачей. Да и вообще - жуки являются одной из самых тяжелобронированных групп членистоногих.
Крепкие орешки попадаются и среди других насекомых. Очень гибкой и прочной кутикулой обладают многие представители отряда перепончатокрылых. Только, в отличие от большинства других шестиногих, им она нужна главным образом не в обороне, а в нападении: у многих ос личинки питаются различными насекомыми, и чтобы накормить своё потомство, они вынуждены эту самую добычу ловить. При этом их жертвы далеко не всегда безобидны. Например, дорожные осы (семейство Pompilidae) в качестве кормовой базы используют пауков, которые сами являются свирепыми хищниками и могут представлять большую угрозу. Особенно, когда ты - тарантуловый ястреб (род Pepsis), а твоя добыча - грозный птицеед с размахом ног до 10 сантиметров.
Существуют и ещё более впечатляющие примеры. Так, гигантские азиатские шершни (Vespa mandarinia) кормят свой выводок только мясом пчелиных личинок. Но пчёлы живут огромными семьями и тщательно охраняют своё потомство, поэтому добыча корма для шершней становится весьма нетривиальной задачей. С которой они успешно справляются: относительно небольшой отряд из 50 рейдеров может за несколько часов зачистить улей, который обороняют несколько тысяч пчёл. Важную роль в этом предприятии играет их организованность и слаженность, но обязательным условием успеха является прочная гладкая кутикула, надёжно защищающая нападающих от пчелиных жал.
Жертвой нападения бронированных монстров могут стать вообще любые беспозвоночные. Даже такие воинственные и хорошо организованные, как австралийские муравьи-портные (род Oecophylla). Для большинства насекомых встреча с ними автоматически приравнивается к смертному приговору, но только не для гусениц бабочек-голубянок родов Liphyra и Euliphyra, которые сами с удовольствием пожирают их яйца и личинок. Причём этот беспредел они творят абсолютно безнаказанно: от праведного муравьиного гнева их спасают широкие и толстые спинные щиты, полностью закрывающие тело сверху и с боков. Эти живые танки неспеша ползают по муравейнику и уничтожают хозяйский приплод, а бедолагам остаётся только бегать в панике вокруг них и судорожно скрести челюстями по их броне в надежде, что так они быстрее насытятся.
Помимо членистоногих, плотной кутикулой обзавелись и некоторые другие беспозвоночные, например - некоторые полихеты и круглые черви. Но у них она не такая плотная и не играет в их жизнедеятельности столь критической роли, поэтому в данный обзор толстокожих они не войдут.
Вообще, разговор о защитных свойствах кутикулы и о её роли в жизни различных беспозвоночных можно вести практически бесконечно. Однако, что-то мне подсказывает, что вы, дорогие читатели, уже немного утомились. Так что на этом мы пока закончим.
Если вам понравился такой формат подачи информации - ставьте лайк и обязательно подписывайтесь: я планирую регулярно выкладывать что-нибудь интересное.
Источники изображений: рис. 1 / рис. 4 / рис. 5
Всего хорошего! И отращивайте кутикулу потолще: может пригодиться.