Не самая известная сторона завсегдатаев картинных галерей.
Обладание одним выдающимся талантом – редкая удача и результат колоссального труда, и для того, чтобы стать признанным мастером своего дела, приходится вложить в него всю свою силу и жизнь. Тем удивительнее узнавать, что иные мастодонты искусства, выбери они другое направление, могли бы прославиться совсем неожиданным образом. Фридрих Ницше писал стихотворения и музыку, Антон Чехов был неплохим врачом, а слава Леонардо да Винчи как великолепного художника, учёного и изобретателя и спустя 500 лет после его смерти остаётся непревзойдённой. Мы же расскажем вам о девяти знаменитых (и не очень) художниках, которые умели не только рисовать.
Музыканты
Иван Айвазовский
Маринист с поразительной памятью, Иван Айвазовский страстно любил музыку. В раннем детстве он научился играть на скрипке и с тех пор носил её с собой повсюду. Особенно привлекали его народные песни, которых художник знал целое множество: Михаил Глинка впоследствии рассказывал, что несколько мелодий, сыгранных ему Айвазовским, он включил в свою оперу «Руслан и Людмила». Впрочем, музыка и сама преследовала Айвазовского: его соседом по даче был композитор Александр Спендиаров, и они часто устраивали небольшие концерты для домашних и гостей из скрипки и фортепиано.
Пауль Клее
Известный прежде всего как смелый авангардист, немецкий художник Пауль Клее тоже играл на скрипке, и так хорошо, что в 11 лет уже участвовал в благотворительных концертах Бернского музыкального общества. Возможно, увлечение Клее было предопределено: его мать была певицей, а отец – преподавателем музыки. Но страсть к живописи всё же оказалась сильнее, и именно живописные эксперименты Пауля Клее сделали его одной из самых заметных фигур европейского модернизма. К музыке он не охладевал на протяжении всей жизни, изредка выступая с концертами, но, разочаровавшись в современной музыке и считая, что всё лучшее было написано до него, исполнял лишь композиции классиков.
Писатели и поэты
Обри Бёрдслей
Изысканность линий и провокационная эротика, искрящееся остроумие и отчаяние человека, с семи лет знавшего о своей смертельной болезни: гравюры британского художника Обри Бёрдслея вместили в себя это и многое другое. За недолгую жизнь он потряс консервативный мир викторианского искусства и обрёк себя на нескончаемый шквал порицаний своими гротескными иллюстрациями и забавными выходками. Гораздо менее известны литературные опыты Бёрдслея – хотя его изящная поэзия и колкие письма критикам, безусловно, заслуживают внимания.
Уильям Блейк
Будучи одним из самых загадочных и непризнанных при жизни художников, Уильям Блейк сотворил целую мифологию в своих работах, которыми впоследствии вдохновлялись Боб Дилан, Джим Моррисон и Аллен Гинсбург. Но для того, чтобы полностью оценить масштаб и глубокий символизм творчества Блейка, стоит обратиться и к его поэтическим трудам – полным мистики и романтизма, как и его картины. Низвержение условностей, обращение к духу вечности и поиск ответа на единственный по-настоящему важный вопрос: философия и «сказочность» Блейка в равной мере разлиты по всем его произведениям.
Мария Башкирцева
Мария Башкирцева всю жизнь стремилась к славе. В своём дневнике она писала: «Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но, если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным». Случилось последнее. Дневником Марии Башкирцевой, полным искренних переживаний и изображений эпохи, в разные годы восхищались Марина Цветаева и Уильям Гладстон, Валерий Брюсов и Бернард Шоу, но себя она считала прежде всего художницей. При жизни её работы выставлялись в престижных парижских салонах, а сейчас их можно встретить в галереях по всему миру – от Лувра до Русского музея.
Теоретики и философы
Джон Рёскин
Джон Рёскин – довольно неоднозначная фигура викторианской арт-сцены. Новатор натуралистичной и пейзажной живописи, он открыл миру прерафаэлитов и Уильяма Тёрнера и похоронил карьеру Джеймса Уистлера. Провозглашая верность природе и естественности и поддерживая прогрессивные социальные реформы, Рёскин в то же время выступал против суфражизма и железных дорог. Однако его вклад в искусство второй половины XIX века нельзя переоценить – будь то его полотна или теоретические работы, которыми впоследствии вдохновлялись Оскар Уайльд и Лев Толстой.
Василий Кандинский
Решив посвятить свою жизнь искусству сравнительно поздно – в 30 лет, дипломированный юрист Василий Кандинский стал одним из самых влиятельных художников первой половины XX века и отцом-основателем авангардизма в живописи. Идеи и смыслы, стоящие за его, как может показаться, хаотичными полотнами, Кандинский раскрывает в своих теоретических работах, которых он написал целое множество. Его труды о влиянии форм, линий и цвета на восприятие изображений актуальны и по сей день, и творческое наследие Кандинского живо как никогда.
Дизайнеры
Елена Поленова
Одна из основательниц модернизма и жанра детской иллюстрации в русской живописи Елена Поленова не получила высшего художественного образования, в отличие от своего брата Василия: в середине XIX века женщин не принимали в Академию художеств. Несмотря на это, она участвовала в выставках Товарищества передвижников и популяризовала сказочный, фольклорно-романтический стиль, которым потом вдохновятся Иван Билибин и Николай Рерих. Но одной иллюстрацией бурная деятельность Елены Поленовой не ограничивалась: педагог и просветитель, она также увлекалась разработкой дизайна мебели и предметов декора, в которых заметны отголоски её любви к народным былинам и сказаниям.
Соня Делоне
Авангардная художница и настоящий мастер ар-деко, первая женщина с прижизненной персональной выставкой в Лувре и модельер – талант Сони Делоне, урождённой Сары Штерн, поистине многогранен. Вместе с мужем Робером Делоне она создала новое направление в живописи – симультанизм, который пара определяла как «изображение движения цвета в свете». Но одной профессии Соне Делоне было мало, и в 1920-х годах она начинает развивать собственный Дом моды. Среди самых необычных её дизайнов – «симультные» платья и «платья-поэмы», на которых помещались целые стихотворения, а также ковры, шарфы и даже машины.
Соня Делоне – пожалуй, один из наиболее ярких примеров гармоничного единства искусства и моды. Понимая всю значимость подобных дизайнов, несколько лет назад родственница Делоне решила восстановить Дом моды своего предка, но пока что коллекция находится на стадии разработки. ART FLASH тоже разделяет идею переплетения миров искусства и fashion-индустрии и предлагает большой выбор одежды и аксессуаров с репродукциями знаменитых полотен – например, оверсайз-бомбер или футболку с работами Пауля Клее.
Оригинал публикации можно найти на сайте ART FLASH.
Читайте также:
Знакомимся ближе: Хельмут Ньютон
6 книг об искусстве, которые стоит прочитать каждому — и не один раз