Найти тему
Аспро

Аналитика интернет-магазина. Как настроить и что считать на старте проекта?

Оглавление

Знаете, сколько компаний имеют сайт в Интернете? По состоянию на 1 января 2020 года во всем мире насчитывается больше 1,74 миллиарда веб-сайтов. А знаете сколько владельцев этих сайтов анализируют источники трафика, поведение посетителей, продажи? Эта цифра намного меньше. Многие владельцы интернет-магазинов и корпоративных сайтов не знают, какие существуют системы аналитики, или думают, что использовать их очень сложно. Давайте разберемся, так ли это. А чтобы было проще и интереснее, уподобим процесс выбора и настройки инструментов приготовлению сочного бургера.

Итак, вы купили готовое решение и запустили интернет-магазин. Поджарили до medium rare каталог. Взяли булку-движок с чернилами черной каракатицы. Добавили щепотку контекстной рекламы и пару триггерных писем. Заправили отборным SEO и пригласили посетителей.  «Вкусный» интернет-магазин готов. Но как понять, какой из ингредиентов по-настоящему значим, а каким можно пожертвовать? Ведь именно от этого зависит конверсия и лояльность покупателей.

В этой статье мы рассмотрим, какие метрики важны на старте интернет-магазина и чем их измерить. Пойдем от простого к сложному — от систем аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics до инструментов электронной коммерции. Разберемся, что считать, и как настроить функционал на примере интернет-магазина, созданного на основе готового решения от Аспро.

-2

Чем собирать статистику?

Зачем использовать пилки для ногтей, когда можно взять немецкий нож Wuesthof, и как Гордон Рамзи нашинковать идеально ровные дольки помидора, с соком, для вашего бургера — интернет-магазина.

Так же и в сборе статистики. Есть простые и профессиональные инструменты.

Веб-аналитика и системы электронной коммерции: в чем разница

В Google Analytics можно работать с «сырыми» данными, строить отчеты любой сложности и детализации. В Метрике есть Вебвизор (краткое видео действий пользователя), тепловые карты кликов и «страницы выхода» (страницы, с которых посетители покинули сайт, т. е. последние страницы визита).

-3

Электронная торговля от Google вообще напоминает шпионскую примочку из фильма про агента 007. Представьте, каждый раз, когда вы гуляете по сайту, за вами следит администратор, в режиме реального времени. На какую вы бы страницу не зашли — электронная торговля скажет об этом владельцу.

Оба сервиса хороши по своему, поэтому, мы рекомендуем использовать данные из 2 сервисов сразу. Или, режьте хлеб ножом с зазубренной заточкой, а рыбу — филейным лезвием. Короче, используйте каждый инструмент под разные цели.

-4

Отчет «Сводка» в Google Analytics
Отчет «Сводка» в Google Analytics

Что считать и как считать?

 С инструментами мы разобрались, осталось понять, что делать дальше. Любой шеф знает: чтобы научиться импровизировать, нужно научиться базовым рецептам и хорошо понимать, в каком соотношении должны быть составляющие блюда. Учебники по маркетингу пугают страшными аббревиатурами и формулами. Попробуйте посчитать, к примеру, вашу CLV — стоимость клиента на протяжении жизненного цикла, если вы неделю назад открыли интернет-магазин, по этой формуле:

<Средняя стоимость заказа Х  Количество продаж Х Период лояльности>

А есть еще такое:

  • LTV — прибыль, которую компания получает от одного клиента за все время сотрудничества с ним
  • CAC — сумма, которую вы платите, чтобы привлечь нового клиента
  • ROMI — коэффициент прибыли, полученной вследствие затрат на маркетинговую активность.

Подробнее: Что такое жизненный цикл клиента и как его увеличить интернет-магазину

В умелых руках каждый показатель важен и пойдет на пользу делу. Нужно ли это на старте, когда вы только-только запустили свой интернет-магазин? Возможно. Но давайте начнем с простого — банальной овсянки из 5 составляющих:

  • Средний чек = Суммарная стоимость всех покупок / Количество чеков
    Измеряется за определенный период :день, неделю, месяц, год. 
    С помощью среднего чека можно измерить среднюю прибыль магазина в конкретный срок. 
    Где считать: Отследить можно в Яндекс. Электронная коммерция, показатели  «Количество покупок» и «Стоимость купленных товаров».
  • Объем продаж в месяц и в неделю = Сумма денежных средств за проданные товары или услуги за определенный период времени. Данные отслеживаются в электронной коммерции.
  • Количество товаров в одном заказе. При грамотном оформление товаров можно увеличить количество заказов за счет дополнительных предложений, сопутствующих товаров, рекомендаций и акций (1+1=3). Считается в e-commerce от Google и Яндекс.
  • Конверсия: заказов к посещениям = отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нём какие-либо целевые действия: покупка, регистрация, подписка.
  • Стоимость заявки (расчет стоимости заявки с учетом затрат на него). Использованный бюджет на кампанию / общее количество лидов. 

Наш опыт говорит о том, что в первые полгода можно ограничиться этой пятеркой. С помощью них вы сможете отслеживать динамику продаж и эффективность рекламы. В итоге, сэкономить бюджет и повысить эффективность рекламной кампании.

Дополнительно в системах аналитики нужно отслеживать:

  • Общая посещаемость
  • Уникальные посетители
  • Общее количество просмотров
  • Новые посетители
  • Источники переходов: поисковые сети, социальные сети, реклама
  • Новые клиенты
  • Всего заказов в день, неделю, месяц
  • Время на сайте за одно посещение
  • Просмотров за одно посещение
  • Время оформления заказа
  • Процентов отказов в корзине
  • Окупаемость
  • Валовая прибыль
  • Количество контактов с клиентом
  • Средняя стоимость клиента
  • Активность в социальных сетях с разбивкой на сети.

Мнение шефов своей индустрии

Аналитика для каждого сервиса уникальна, поэтому мы привели примеры наших клиентов. Они расскажут, как используют инструменты веб-аналитики в своем бизнесе.

Сергей Колтырин, tepline.ru:

Обязательно отслеживаю количество посетителей. Если падает, что-то идет не так. Слежу за конверсией: заказали, купили, отказались от покупки. Обращаю внимание на пол и возраст посетителей и покупателей — важно понимать, как меняется портрет аудитории. Регулярно использую вебвизор и карту кликов. Однажды благодаря им заметил, что в один из разделов каталога посетители заходят, просматривают товары, но ничего не покупают. Дополнили ассортимент, категория пошла в рост.
Еще важно смотреть по сторонам — эмпирически можно выявить интересные закономерности. Например, детские товары лучше покупают в плохую погоду, а если в одной из частей города появляется крупный гипермаркет, продажи в этом районе падают.  

Дмитрий Гадасюк, yacht-parts.ru:

Посетители, просмотры, показатель отказов — это важно! Потом перехожу к развернутой метрике, наблюдаю с каких источников пришли клиенты, отслеживаю CTR рекламных кампаний. Для более глубокого понимания рынка захожу раз в месяц на similarweb, собираю данные по посетителям, времени проведенном на сайте, глубине просмотра и отказах. Совсем недавно заморочился над позицией сайта (ТИЦ), над количеством индексируемых страниц в поисковике.

На протяжение всего дня у меня открыт Google Analytics с показателем количества посетителей на сайте прямо сейчас – так сказать, чтобы спокойнее было. Динамику продаж прослеживаем в CRM. У нас не так много заказов в штуках, поэтому мы пока не пользуемся Электронной коммерцией. В основном продажи проходят по такому сценарию: каталог на сайте, звонок, счет. Средний чек колеблется на 7 000 р., если хотят заказать крупнее то все звонят и просят выставить счет.
Такие штуки как LTV, ROI пока не считаем – у нас не такие большие бюджеты, ориентируемся на ощущения. На старте интернет-магазина важно выстроить воронку продаж (по трафику), отслеживать отказы. Зарываться в статистику есть смысл, когда проекту больше года.  

А вот что говорят зарубежные эксперты

Алистер Кролл и Бенджамин Йосковитц в своей книге «Lean Analytics» посвятили целый раздел интернет-магазинам и обозначили, что и как отслеживать. Книга вышла несколько лет назад, но остается полезной до сих пор.

На русский язык ее, к сожалению, пока не перевели, но если вы владеете английским, горячо рекомендуем. В главе, посвященной ecommerce-проектам, вы узнаете, какие метрики важно отслеживать на каждой стадии вашего проекта, как рассчитать пороговые значения для оценки, плохо или хорошо идут дела, и конечно, найти способы их улучшить.

1. Общая конверсия интернет-магазина

У лучших мировых интернет-магазинов и гигантов индустрии общая конверсия достигает 40,6% (наибольший показатель у Schwan's), а минимальная — 9,6% (Amazon.com). Но это гиганты. Если вы недавно запустились, то максимум, на который можно рассчитывать — 1-3%. Это типичный показатель для интернет-магазинов. Улучшить показатели помогут хороший ассортимент с торговыми предложениями и стимулирование повторных продаж среди максимально лояльных пользователей. В этом случае конверсия может вырасти с 2% до 10%.

2. Количество покупок за год на 1 покупателя

Этот показатель зависит от типа интернет-магазина и того, как именно в нем совершаются покупки. В интернет-магазине гробов покупка совершается всего единожды, а в интернет-магазине бакалеи — несколько раз в неделю. Первому типу интернет-магазина лучше сосредоточиться на привлечении трафика. Второму — на повышении лояльности покупателей.

3. Размер корзины

Эксперты считают, что ключ к успешному e-commerce проекту — работа над размером корзины, это место, где куется прибыль. Если стоимость привлечения одного клиента постоянна, то любое увеличение суммы заказа приводит к увеличению вашей прибыли. Данные можно посмотреть в Google Электронная торговля или Яндекс Электронная коммерция.

4. Прибыль на 1 покупателя

Метрика, которая обобщает все остальные. Она одна способна показать, насколько здоров ваш e-commerce проект.  

5. Количество брошенных корзин

Самый распространенный сценарий, когда клиент собирался пополнить казну вашего интернет магазина, но этого не произошло — брошенные корзины. В среднем процент неоформленных заказов — 65%. Если вам удается добиться меньшего показателя, продолжайте —  вы на верном пути. Мы уже писали в блоге о том, сколько вы теряете, если ваш email-маркетинг бездействует или неэффективен. Читайте в нашей статье, как увеличить продажи на 30% с помощью триггерных рассылок.

6. Удобный поиск

Алистер Кролл и Бенджамин Йосковитц, Lean Analytics:

В e-commerce проектах 79% покупателей онлайн проводят как минимум 50% своего времени в поиске продуктов. 44% онлайн-покупателей используют для этого поисковые машины. Мобильный поисковый трафик главным образом сфокусирован на оформлении заказа. 9 из 10 мобильных поисков приводят к действию, и более чем половина — к покупке.

Проверьте, насколько удобно использовать поиск в вашем интернет-магазине и как у вас дела в SEO.