Весь мир, а вслед за ним и Россия продолжают погружаться все глубже в кризис, а рубль отыграл уже около 2/3 мартовского падения. В чем же дело?
Доллар, резко рванувший на отметку почти в 82 рубля во второй половине марта текущего года, в последующие два месяца начал сдавать завоеванные позиции. Сперва откатил к 75 рублям, где продолжительное время торговался, а к концу мая опустился и до 70,6 рублей. И до 66 рублей, с которых он начал расти 10 марта, вроде осталось не так много. Буквально каких-то 5 рублей и доллар вернется к предкризисному уровню.
Крепость рубля даже многих удивляет, учитывая тот факт, что с начала кризиса прошло лишь два месяца. Тогда как во время всех предыдущих кризисов рубль возвращал утраченные позиции не раньше чем через полгода.
Глубоко патриотически настроенным гражданам вероятно кажется, что нынешняя сила рубля в том, что экономика страны крепнет и мы все меньше зависим от внешнего мира и цен на энергоресурсы. Если постоянно слушать пропагандистов с госканалов, то вполне может сложиться такое впечатление. Однако слова о растущей мощи экономики России ничего общего с реальностью не имеют. К моему глубочайшему сожалению (как экономисту и ученому) с 2013 г. экономика страны находится фактически в состоянии стагнации: при росте отдельных секторов экономики (прежде всего добывающих), по многим другим либо роста нет, либо наблюдается спад (особенно в отношении малого и среднего бизнеса). Лучшим показателем этого являются реальные располагаемые доходы населения, которые с 2014 г. в России не растут .
С нефтегазовой «иглы» мы так же не соскочили. Более того, чем больше мы строим нефте и газопроводов, тем больше подсаживаем экономику на эту «иглу», учитывая колоссальные затраты на строительство этих магистралей и сомнительную эффективность этих проектов (при окупаемости только через десятки лет или вовсе убыточности проектов в случае недостатка спроса или низких цен на сырье).
Почему же тогда рубль так уверенно растет последние 2 месяца? Этому «феномену» есть несколько объяснений.
1. Российский рубль не является исключением и идет в рамках общей мировой тенденции: валюты развивающихся стран, а также «сырьевые» валюты развитых стран, не сильно упавшие в начале кризиса, в значительной степени восстановили падение к доллару (от половины до 3/4). Это было обусловлено накачкой ликвидности финансовые рынки по всему миру (в США, ЕС, Китае, Японии и др. странах), что спровоцировало рост спроса на рисковые активы (ценные бумаги и высокодоходные валюты).
2. Карантин почти по всему миру привел к резкому снижению российского импорта (а значит и снижению спроса на иностранную валюту для оплаты импорта) при относительно стабильном объеме экспорта в марте-апреле (и достаточно высоких цен на нефть, учитывая что мартовское падение было на майский фьючерс). Закрытие границ не позволило миллионам гражданам выехать за границу, а значит не был реализован сезонный спрос на валюту со стороны населения, планировавшего отдых в мае и начале лета.
3. Дивидендный сезон (у большинства фирм в июне-июле) предполагает необходимость для ряда компаний-экспортеров заранее продавать валюту, направляя средства на предстоящие выплаты дивидендов за 2019 год.
4. Интервенции Банка России в рамках бюджетного правила, а также необходимость Минфина использовать средства ФНБ для покрытия бюджетного дефицита (в результате чего валютные резервы ФНБ конвертируются в рубли, вызывая спрос на российскую валюту).
Есть и другие факторы, но играющие заметно меньшую роль в укреплении рубля.
Могут ли эти или другие факторы привести к дальнейшему росту рубля к доллару и опустить его к докризисному уровню?
С огромной долей вероятности, нет. В нашей стране на фоне вроде бы внешней стабилизации ситуации (особенно в условиях отката доллара вниз), многим кажется, что мы «дно» кризиса уже прошли. А мы в реальности только на пути к дну.
Дно – это не период самоизоляции, когда многие не работали и не производили товары и услуги, хотя это серьезная основа для снижения экономических показателей. Ко дну мы приблизимся тогда, когда окончательно выйдем из режима «нерабочих дней» со снятием всех ограничений (когда разрешат работу торговых центров, кинотеатров, фитнес-залов, сервисов бытовых услуг и др.). Судя по всему это случится до середины лета. И главная проблема будет в том, что обедневший за месяцы «самоизоляции» потребитель не вернется туда, где он обычно тратил деньги, что для многих предпринимателей и работников являлось источником дохода.
Поэтому основное закрытие фирм малого и среднего бизнеса произойдет не сейчас, а через несколько недель после разрешения возобновить работу. Рост безработицы судя по всему будет продолжаться как минимум до конца года. Вероятный временный летний всплеск активности после нерабочей весны сменится очередным спадом к осени и экономика фактически впадет в депрессию. Государству придется принимать очередные меры финансовой поддержки населения и бизнеса (антикризисные меры), что еще больше увеличит и без того огромный дефицит бюджета.
В таких условиях даже ориентир правительства по доллару на уровне 75-76 рублей выглядит как очень скромный. Без существенной девальвации безболезненно осуществлять растущие бюджетные расходы будет очень проблематично. Кроме того на рубль будет давить падение российской экономики, ожидаемое усиление антироссийской риторики в преддверии президентских выборов в США, вероятный отток капитала из страны, а также ужесточение американского давления на Китай из-за распространения коронавируса, что приведет скорее всего к девальвации юаня и следом за ним других валют развивающихся экономик.
Удачных всем инвестиций!
Еще больше интересного от ученого-экономиста доступным языком на канале автора: https://zen.yandex.ru/expert2020
Подписывайтесь, чтобы не пропустить главное!