Как Брейгель трактует Библию, как переносит её в контекст современной ему жизни? Про ситуацию в Нидерландах, жестокое преследование еретиков, инакомыслящих, противников режима испанских Габсбургов, мы с вами говорили в предыдущих постах. И не стоит забывать об этом, рассматривая работы Брейгеля, в том числе и посвящённые библейским сюжетам.
Давайте для начала возьмём полотно "Обращение Савла".
На картине изображены горы, через которые пробирается войско. Самого Савла с первого взгляда можно и не увидеть. На переднем плане круп лошади, в центре зад белой лошади и это белое пятно в первую очередь обращает на себя наше внимание. Савл изображён в самой гуще солдат, он упал навзничь и его фигура, лицо обращены к солнечному свету, пробивающемуся сквозь деревья. Согласно библейской легенде Савл (будущий Апостол Павел) в юности преследовал христиан и однажды, на пути из Иерусалима в Дамаск «он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя».
Конечно, Брейгель переносит библейский сюжет в своё время, когда испанские войска герцога Альбы жестоко расправлялись с населением Нидерландов,боровшимся за свою независимость. И единственное, на что можно было надеяться - это прозрение герцога Альбы. Этого не случилось.
Вы видите Христа? Фигуру Иисуса мы можем отыскать только благодаря кресту, под тяжестью которого он опустился на землю. На переднем плане три Марии: Дева Мария в центре, с красной отделкой на платье Мария Магдалина, третья Мария, скорее всего, Мария Клеопова. Рядом с ними Иоанн Богослов. Они единственные были вместе с Христом до конца. Не только, когда он творил чудеса, но и в момент поражения. Это одна из главных мыслей и Евангелия, и здесь у Брейгеля — не отвернуться из страха, стать истиной поддержкой и любовью. И для Брейгеля важно было показать, что Иисус прошёл свой путь, и теперь задача людей не отворачиваться друг от друга, поддерживать друг друга (очень актуальная тема и для Нидерландов того времени, да и для всего мира всегда).
Ещё пара примеров. «Перепись в Вифлееме». Попробуйте найди Деву Марию: вот она едет на ослике в синем плаще (синий — цвет Богородицы), ослика ведёт плотник Иосиф с пилой в руках. Больше они ничем не выделяются!
Или, есть у Брейгеля гравюра «Успение Богородицы», там изображена служанка, которая спит, она просто уснула. И кто может её в чём-то обвинить?
(Кстати, Питер Брейгель Младший продолжает эту тему и показывает момент распятия Христа. Но самый большой интерес у толпы, которая собралась посмотреть на этот процесс вызывает лишь вопрос: попадёт ли стражник мокрой губкой по губам Иисуса.)
И так далее!
Очень часто Брейгель изображает главных героев, основных персонажей среди толпы, совершенно не акцентируя на них наше внимание. Просто, если вернуться к вселенной Брейгеля и восприятию мира как вселенной, мы поймём, что никто в жизни не обратит наше внимание на нечто важное, на то, что происходит рядом, практически у нас под носом. Что делают все эти люди? Они не обращают внимания на то, что происходит. Очередная казнь, даже, простите, любопытства нет. Какая разница, кто там в центре, разве мы замечаем хоть что-то, что нас не касается? По Брейгелю, чтобы обнаружить истину, нужно всматриваться в то, что вокруг, смотреть на небо, как посмотрел Савл, и только тогда он услышал и понял истину.
Брейгель в своих картинах очень своеобразно трактует Библию, а это было строжайше запрещено, за это можно было попасть на костёр. Совершенно запрещалось думать, выходя за рамки утверждённых толкований, да и решались на это далеко не все.
Кстати, советую посмотреть фильм Мельница и крест, посвящённый творчеству Брейгеля. В названии угадывается картина Путь на Голгофу.