Найти тему

Damnatio memoriae и море роз

"Розы Гелиогбала" одно из самых известных полотен Лоренса Альма-Тадема. Картину можно считать едва ли не манифестом художника, поскольку тут отразились все его творческие принципы и жизненные взгляды. Давайте посмотрим ближе.

Гелиогбал или римская оргия. Фрагмент из фильма. 1917 г.
Гелиогбал или римская оргия. Фрагмент из фильма. 1917 г.

Гелиогабал он же Марк Аврелий Антонин (его правящее имя) или Басиан Варий Авит (имя, данное при рождении) был римским императором из династии Северов и правил Империей без малого 5 лет с 222 по 218 год до н. э. Уже в тринадцать лет он стал первосвященником Бога Солнца, которому поклонялись в Эмесе (Сирийский регион Римской Империи, где и рос будущий император) - отсюда и имя Гелиогбал.

Антонин Гелиогабал по отцу принадлежал к сирийскому аристократическому роду Вариев. Среди его предков можно найти такие громкие имена как Секст Варий Марцелл , Септимий Север и император Каракалла. Так что мальчик с детства мнил себя богоизбранным и стал достойным наследником Нерона и Калигулы.

Когда Гелиогбал взошел на престол ему было 14 лет и правление страной его ни мало не интересовало. Беспечный подросток сбагрил государственные обязанности на бабку Юлию Месу и мать Юлию Соэмию, для чего не только ввел их в Сенат (что уже само по себе было неслыханно), так еще и дал им право голоса (это уж совсем за гранью, управлять страной - не женское дело).

Бюст Гелиогбала. Капитолийский музей (Рим, Италия).
Бюст Гелиогбала. Капитолийский музей (Рим, Италия).

Сам же император погрузился в "пучину наслаждений". Он устраивал пиры, коллекционировал драгоценности и, время от времени, издавал указы один не уместнее другого. Например, женился на похищенной им из храма весталке. И это при том, что девушки вообще интересовали юного императора мало.

В общем, история, как и все подобные "безумства власти", закончилась печально - император был свергнут и убит. Но картина Лоренса Альма-Тадема относится к тем временам, когда юный император был "на пике" своей новообретенной власти.

Надо отметить, что Лоренс Альма-Тадема, очень любивший античную историю и вошедший в историю живописи в первую очередь именно как исторический художник, исторические события как раз практически никогда и не писал. Его интересовала античная повседневность. Вот и тут он пишет как бы будни императора.

На первый взгляд художник демонстрирует нам сладострастие, в котором утопал римский правитель. Ансамбль картины очаровывает зрителя. Он настолько красив и, при этом, реалистичен, детален, что мы невольно увлекаемся разглядыванием мелочей. И уже как бы следом, догадываемся, что перед нами пир. Прекрасные покои, дорогие одежды, чуть захмелевшие гости. Но яркие краски картины и ее легкомысленный тон - это ловушка. Перед нами не праздничный пир, а сцена жестокого убийства.

Розы Гелиогбала. Фрагмент. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.
Розы Гелиогбала. Фрагмент. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.

Римский двор всегда жил в атмосфере интриг, и вот юный император задумал погубить настроенных против него аристократов. Но идея скромно зарезать "недругов" в подворотне его не вдохновляла. Гелиогбал устроил пир. Над пиршественной залой по приказу императора был сделали навесной потолок, в котором, как в гамаке покоилось несколько тонн розовых лепестков. По знаку императора, потолок был открыт, розы лавиной хлынули в зал и гости погибли от удушья.

Сюжет этой истории Альма-Тадема позаимствовал из "Истории Августов" (сборнике жизнеописании римских императоров от Адриана до Карина), который можно считать скорее сборником "римских баек", чем полноценным историческим источником, поэтому едва ли кто-то из историков поручится за достоверность описываемого события. Но, если само событие для Альма-Тадемы скорее лишь предлог, то к образам своих героев он подходит весьма основательно.

Розы Гелиогбала. Фрагмент. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.
Розы Гелиогбала. Фрагмент. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.

Так, он изображает юного императора (молодой человек, который возлежит слева на подиуме, на втором плане картины) в золотых одеждах и это не случайно. Многие историки в своих трудах отмечают страсть императора к золоту и драгоценным камням.

"У императора есть пристрастие к драгоценностям. Его кубки и блюда отлиты из золота и инкрустированы камнями... На нем одежда, каждая нитка которой - из золота, ибо это имперский металл и прерогатива солнечного бога. ( ... ) В его гардеробе есть тяжелая “персидская " туника, сделанная из камня. Когда император ее носит, он считает себя измученным ‘тяжестью наслаждения’. На его голове, увенчанной диадемой, сверкают камни; они сверкают на его ногах: его туфли из тонкой кожи устланы гравированными самоцветами. Известно, что он тоже любит браслеты и ожерелья. Он хочет видеть драгоценности повсюду. В блюдах он смешивает с овощами и другими продуктами золотые монеты, марказиты, янтарные зерна или жемчуг", - пишет о пристрастиях Гелиогбала Роберт Тюркан в своей книге "Гелиогбал и культ Солнца"

И все эти атрибуты роскоши вы на картине Альма-Тадемы найдете. А вот наслаждения ими - нет. На лицах приближенных императора (тех,что лежат на подиуме подле него), которые избавлены от гибели и могут насладиться "редким зрелищем" нет ни ужаса, ни радости. Во взглядах этих людей можно найти разные эмоции от любопытства до полудремы, но вы не найдете тут ни торжества, ни кровожадного восторга. Император, его мать (женщина в диадеме рядом с Гелиогбалом) и его захмелевшие гости относятся к редкому развлечению обыденно и безразлично.

Но ужаса нет и в рядах гибнущих гостей. Кто-то из них еще в изумлении наслаждается зрелищем миллионов опадающих розовых лепестков, кто-то шаловливо ныряет в губительную лавину, кто-то в тревоге отмахивается от удушливого запаха, а кто-то уже осознает неизбежность грядущего, но сильных эмоций вы тут не найдете. Гости в худшем случае раздражены или обеспокоены. Ни гнева, ни отчаяния на их лицах нет.

Любопытно, что именно здесь в этой группе, гибнущих гостей, художник изобразил свою жену и себя. Женщина в правом углу на первом плане картины с ровным овалом лица и растревоженным взглядом - это вторая жена художника Лаура Альма-Тадема. А мужчина за ее спиной - единственный, кто осознает, что происходит и что-то кричит императору - это сам художник.

Альма-Тадема писал "Розы Гелиогбала" в Париже. Зима 1887 года выдалась пасмурной и дождливой и даже огромные стекла его весьма не дешевой мастерской не давали того свет, который был необходим художнику для работы. В поисках вдохновения и ярких красок художник на протяжении четырех месяцев еженедельно заказывал целые охапки роз, которые привозили с самой Ривьеры. "портреты" этих прекрасных букетов и можно увидеть на картине, ибо Альма-Тадема был очень дотошен в стремлении к полной достоверности при изображении этого потока роз.

"Розы..." были презентованы публике в 1888 году и приняты публикой традиционно благосклонно, но критики упрекали художника в том, что очарование роз слишком увлекло его и он сделал именно их главным действующим лицом полотна. Оттого-то оно и "не получилась". Критики считали, что слишком увлекшись игрой красок и детализацией интерьера Альма-Тадема просто не смог придать картине тот драматизм, которого требовал сюжет.

Розы Гелиогбала. Фрагмент. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.
Розы Гелиогбала. Фрагмент. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.

Маститому художнику "простили" этот промах ввиду прочих достоинств и полотно стало считаться редким оплотом декаданса. Но, следует учитывать, что Лоренсу Альма-Тадема было к тому времени уже больше 50лет. Он был талантливым и очень техничным художником, который в совершенстве владел техникой масляной живописи и точно знал как достигнуть того или иного эффекта.

Для того, чтобы понять, что именно изображает художник и почему тон его картины настолько беспечен, несмотря на сюжет, нужно смотреть глубже. За поверхностью "исторического анекдота" и историческими декорациями картины есть и другой, куда более глубокий смысл. Там, на заднем плане картины, за спинами императора и его приближенных есть детали, которые намекают на то, что разворачивающееся действо - это только акт, в пьесе куда более масштабной и устроенной отнюдь не избалованным мальчишкой, нацепившим на голову корону.

Дионис с пантерой и сатиром. Палаццо Альтемпс (Рим, Италия).
Дионис с пантерой и сатиром. Палаццо Альтемпс (Рим, Италия).

Там, вне разворачивающегося в пиршественной зале действа, стоит статуя Диониса. (Кстати, вполне себе реально существующая статуя, которая дошла до наших дней и находится сейчас в одном из музеев Ватикана). А еще в пиршественной зале, но как бы сама по себе, находится девушка - музыкант. Часто пишут, что она играет на флейте, но, на самом деле, этот инструмент называется авлос.

Согласно мифу, двойной авлос "изобрела" богиня мудрости Афина. Она решилась сыграть на нем на пиру богов, но вид ее был настолько комичен, что музыку из-за хохота никто не услышал. Раздосадованная богиня выбросила инструмент, наложив на него проклятье, которое падет на каждого, кто осмелиться инструмент поднять. Авлос поднял фригийский пастух и не успел поднести инструмент к губам, как оттуда полились дивные звуки. Конечно, то играл сам инструмент и музыка не имела к талантам зазнайки никакого отношения, но Марсий (так звали пастуха) настолько уверовал в свой дар, что вызвал на состязание самого Аполлона. Конечно солнечный бог победил, а пастух потерпел сокрушительное фиаско и был жестоко наказан - златокудрый бог содрал с пастуха кожу и прибил её к сосне.

Розы Гелиогбала. Фрагмент. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.
Розы Гелиогбала. Фрагмент. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.

Этот знак торжества Аполлона появился на картине не случайно. В позднеклассический период античности между культами Аполлона и Диониса наблюдалось весьма напряженное противостояние. Культ Аполлона - это культ классической гармонии, культ умеренности, в которой греки видели суть красоты, а культ Диониса - это культ поиска "темной стороны". Весьма очевидно, что сладострастный император и его приспешники, олицетворяют собой последователей дионисийского культа. Более того, Гелиогбал, именовавший себя едва ли не потомком Гелиоса, олицетворяет тут ложное божество, противопоставленное истинно-солнечному богу Аполлону.

Помещая на картине авлос, Альма-Тадема нам словно намекает, что за этим торжеством ложных богов, есть и иные боги. Император только мнит, что "вершит судьбы людей". На деле, и он сам, и все, кто его окружают, только игрушки в руках сил куда более могущественных.

Розы Гелиогбала. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.
Розы Гелиогбала. Лоренс Альма-Тадема. 1888 г.

Взгляд Альма-Тадемы на пиршественный зал и все, что в нем происходит- это взгляд из будущего. Художник предупреждает императора о том, что участь его уже решена. Всего через пару лет он будет не только жестоко убит, но и безнадежно забыт - в буквальном смысле "предан забвению". Был в Римской Империи такой вид наказания Damnatio memoriae (дословно "проклятье памяти"), который обрекал на безвестие предателей и безумцев. Согласно такому указу любые материальные свидетельства о жизни осужденного уничтожались - его статуи, его книги, его дом, - все это разрушалось, дабы придать само его имя забвению. И страна, а потом и народ, забывали о нем, лишая тем самым осужденного права на память потомков и суд истории. Оттого-то мы и знаем о Гелиогбале так мало. История сохранила нам лишь косвенные свидетельства о нем в биографиях прочих лиц, да несколько исторических анекдотов.

Это картина не о жестоком императоре или его гостях - это картина о времени, перед ликом которого мы все - не более чем песчинки. Отсюда и беспечный тон картины. Ведь время бесстрастно и до людских интриг и страданий ему мало дела.

Лоренс Альма-Тадема (1836 - 1912 гг.). Фотопортрет. 1870 г.
Лоренс Альма-Тадема (1836 - 1912 гг.). Фотопортрет. 1870 г.

Поддержите блог.

Даже небольшая сумма поможет нам стать лучше.