Этот шедевр искусства Майя был найден в 1984 году во время раскопок в городе Калакмуль, штат Кемпече, Мексика. Датируется 600-750 гг. н. э. Впечатляющая мозаика из нефритовых пластинок покрывала лицо неизвестного правителя и предназначалась для перехода в иной мир. Владелец маски желал войти в подземный мир в образе бога маиса, именно это божество изображает маска.
Каждый элемент маски несет свой сакральный смысл и в тоже время все элементы вместе символизирует многогранное космовидение Майя. Нефритовая маска – это одновременно жизнь, смерть и воскрешение в бесконечном цикле существования.
Маска состоит из 57 нефритовых пластин. Нос и губы выполнены из одного кусочка, глаза состоят из раковины и бусин обсидиана, брови – пирит.
Нефрит или жадеит драгоценный камень народов мезоамерики. Этот изумрудно-зеленый нефрит добывался на берегах реки Мотауа в Гватемале и ассоциировался с водой и растительностью, вероятно из-за цвета, драгоценный камень также символизировал первостепенное море творения, жизненное дыхание, плодородие, созидание, цикл возрождения. Долговечность и прочность камня символизировала бесконечность.
Наушники изображены в виде цветка из четырех лепестков. Четыре лепестка представляют мезоамериканскую космогоническую модель вселенной. Древние индейцы представляли мир, ограниченный четырьмя углами. Это четыре стороны света, четыре направления, четыре ветра, а в центре пятая точка – ось мира. Эта центральная точка соединяла все три мира: небесный, земной и загробный, являлась местом перехода и трансформации. Именно в этой точке покойный мог перейти в другой мир и возродиться. Таким образом наушники являли собой миниатюрные модели вселенной и владелец маски был соединен с богами.
Изогнутые ракушки под ноздрями, в уголках рта и в мочках ушей не дань тогдашней моде. В них кроется глубокий смысл. Ракушки под ноздрями и в углах рта – это последнее дыхание умершего, его жизненная сущность. Ракушки же в мочках ушей изображают клыки змеи.
Змея для майя - это небесное и водное существо, обладающее силой и возможностью пребывания во всех трех мирах. Змеиные клыки в одеянии наделяли правителя способностью перемещения между мирами.
Венчает маску символическое изображение пещеры в виде арки. Пещеры в представлении майя — это вход в загробный мир. В «пещере» находятся два исконных ростка маиса. Майя считали, что третье поколение людей, т.е. сами майя были созданы богами из маисового теста. Маис в культуре майя символизировал плодородие, жизнь, непрерывность существования. Изображение ростков маиса на погребальной маске означало стремление к трансформации и возрождению носителя маски.
Великолепное творения древних мастеров продолжает изумлять и очаровывать тех, кто приходит полюбоваться «нефритовой вселенной Майя».
Маска Калакмуля является постоянной экспозицией в музее Архитектуры Майя в штате Кампече, Мексика.