Найти в Дзене
Христофор+

Как Богоматерь входит во храм, если Закон разрешал входить в храм только священникам?

Одним из самых загадочных двунадесятых православных праздников считается праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, память которого празднуется 21 ноября (4 декабря). В отличии от других двунадесятых праздников этот праздник не имеет никакой фактологической основы в Священном Писании. Он основан на Священном Предании, а, точнее, на апокрифах.

Согласно апокрифическому рассказу, у Иоакима и Анны, родителей Богородицы долго не было детей. И тогда святая Анна, мать Богоматери пообещала посвятить Богу долгожданного первенца. Ребенок родился. Счастливые родители решили исполнить обещание и привели трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм вместе с подругами. Иоаким и Анна поставили отроковицу на нижнюю ступень, после чего она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. На верху лестницы ее встретил священник Захария. По внушению свыше Захария ввел отроковицу во Святое святых, куда мог заходить один только первосвященник. И то всего лишь раз в году. И Мария там молилась Богу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона. изображение взято в сети Интернет.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона. изображение взято в сети Интернет.

Некоторые православные христиане, клирики и даже митрополиты, среди которых есть и уважаемый мною митрополит Антоний (Блюм), с большим скепсисом относятся к исторической основе праздника Введения Богородицы во храм. "Как это так? - думают скептики. - Отроковица и входит во храм? Да за это народ должен был забросать ее камнями! Ибо в в Книге Чисел сказано, что священнодействовать могут только сыны Аарона (Чис.3:3), а помогать им могут только левиты (Чис.3:9)!"

Все так. Однако мы прекрасно знаем, что не бывает правила без исключения. Ветхозаветный Закон разрешал вкушать хлебы предложения только левитам (Лев. 24:9). Тем не менее, царь Давид из колена Иуды, чтобы утолить голод, ел их (Матф.12:4; Мар.2:26; Лук.6:4). Ветхозаветный Закон запрещал в субботу любое дело (Исх.20:10-11; Лв.19:3,30). Но священники в субботу обрезывали младенцев (Иоан.7:22), а фарисеи вытаскивали из ям попавших туда несчастных ослов (Матф.12:11).

Нарушение закона в эпоху Ветхого Завета оправдывалось уважительными случаями. Это были либо чрезвычайные обстоятельства, жизненная необходимость. Либо служение Богу. Поэтому одного только факта Введения, понимаемого, как теофания, вполне достаточно для того, чтобы не мучать себя вопросами на тему: "Как Она могла войти в храм?"

Но что понятно верующим христианам, может быть не понятно людям далеким от христианства. Последние могут оспорить правомочность Введения Богоматери во храм сомнением в Ней Самой, как служительнице Божией. Ведь в богоизбранность Отроковицы трудно поверить без убедительных свидетельств знающих людей.

Между тем, таких людей при желании можно найти. О богоизбранности Девы Марии и ее нахождении на службе у Бога говорят (если не прямо, то косвенно), два свидетеля, без которых в Израиле не рассматривалось никакое дело (Втор. 19: 15-17). Их имена: Захария и Анна.

Захария - это тот, кто, согласно церковному Преданию, встретил трехлетнюю Марию на вершине лестницы Иерусалимского храма и провел ее через двор сначала в святилище, а потом - в Святое святых. Захария - не простой священник из рода Ааронова, но отец Иоанна Предтечи. Он собеседник Ангелов, получивший от Ангела же знамение о рождении сына-пророка на глазах у всего народа (Лук.1:11-20).

Анна - это та, кто во время события Сретения Господня славила младенца Христа, и говорила о Нем "всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" *(Лук.2:25). Она не простая ветхозаветная церковная бабушка, смотрящая за свечками. Это "пророчица Анна, дочь Фануилова, из колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет" (Лук.2:36). Анна - ветхозаветная святая. Уста Божии в Израиле. Анне 84 года. И она, как говорит Лука, чуть ли не шесть десятков лет постоянно находится при храме, служа Богу постом и молитвой (Лук. 2:36).

Сретение. Икона XIX века. Изображение  взято в сети Интернет.
Сретение. Икона XIX века. Изображение взято в сети Интернет.

Перед нами два свидетеля, которые своим высоким общественным положением и властными полномочиями могут совершенно оправдать вход юной Богоматери в Иерусалимский храм на глазах у всего народа.

Каким образом? Очень просто. Анна удостоверяет необыкновенные права юной Отроковицы властью пророка, который искони считался у евреев высшей инстанцией в сфере религиозного и гражданского права, судил даже царей и признавал начальство одного Иеговы. Статус пророка дает Анне право выступить в роли  высшего духовного судьи Израиля. Таким образом Девора судила сынов Израилевых (Суд. 4: 4-5). Пророк Даниил – неправедных судей, оклеветавших Сусанну (Дан. 13: 45-64). А пророк Самуил – царя Саула, не раз уклонявшегося от Бога (1 Царств. 13: 13-14; 15: 26-28). Если бы сильные мира сего не послушали пророчицы Анны, они бы вызвали народный гнев, рискуя быть побитыми камнями.

Поэтому, скорее всего, именно Анна, свидетельствовала при входе Богоматери во храм о Ее богоизбранности. Ведь раз пророчице известно в момент Сретения, что Иисус есть Христос (Лук.2:25), то она, по логике вещей, должна знать, что трехлетняя Мария - Его Мать, будущая Богородица. И ей, Отроковице, предназначено Богом особое служение.

То же самое и с Захарией. Он, как прямой потомок Аарона, не только мог, но и обязан был толковать Закон и разрешать любые затруднительные дела, допускающие несогласные мнения (Втор. 17: 8-11). Статус священника давал Захарии право выступать в роли верховного гражданского судьи Израиля. Священник был орудием Промысла Божия, выразителем Его воли. Потомок Аарона мог помазывать царей, ставить судей. Так, священник Садок, помазал на царство Соломона при первосвященнике Авиафаре (3 Цар. 1:45). А Ездра по слову царя Артаксеркса поставил судей, судивших знатоков Закона (Ездр. 7:25).

Поэтому и Захария, встретив юную Марию на лестнице, скорее всего, свидетельствовал о Ней, как о Матери будущего Мессии. Священнику мог понять смысл происходящего благодаря 44 псалму царя Давида, который обязательно исполняли левиты-певчии на "вседневном" богослужении.

В этом псалме пророк говорит о том, как Царица встает одесную Царя и о том, что Царь желает красоты Ее. А Она в одежде из офирского золота в сопровождении подруг идет с весельем и ликованьем навстречу Ему. Что же касается славы Царицы, то она (слава) внутри Ее (Пс.44:14).

Свт. Афанасий Александрийский признает 44 псалом царя Давида прообразовательным.  По сути дела, пророчества Давида о Царице и ее подругах предвосхищает событие Введения Богоматери в Иерусалимский храм, где чертог – это, собственно, храм. Царь – Господь Бог. Царица – это Пресвятая Дева Мария. А подруги Царицы – это непорочные иудейские девицы со светильниками, пришедшие вместе с юной Марией.

Как мне кажется, свидетельств Анны и Захарии вполне достаточно для того, чтобы поверить в богоизбранность Пресвятой Девы Марии и в подлинность Ее Введения в Иерусалимский храм.

А как думаете вы? Оставляйте комментарии, делитесь впечатлениями и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Читайте также другие статьи:

Старец Паисий Святогорец о пришествии Антихриста и о том, как отлупить его.

Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя

Старец Паисий Святогорец о способе нанесения печати Антихриста: мы все станем как миледи?

Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666

Вознесение Господне: почему Иисус Христос "бросил" учеников?

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?

Как Богоматерь входит во храм, если Закон разрешал входить в храм только священникам?