Найти в Дзене
Злой дядька

Печати из раскопок в Ярославле

В историческом центре Ярославля, на территории кремля, экспедицией Института археологии РАН уже в нашем веке проводятся широкомасштабные раскопки. За это время были обнаружены пять вислых свинцовых печатей, датирующиеся XII – первой третью XIII в. И не только обнаружены, а ещё и переданы в музей.

Это противоречит заявлениям поклонников А.Т.Ф., что "Верхний Новгород" не хотят раскапывать, и что находки археологи скрывают.

Ярославль впервые упоминается в летописи в 1071 году. В этот год произошло восстание крестьян, которое возглавили «два волхва от Ярославля». В XII веке город оставался небольшим пограничным городом Владимиро-Суздальского княжества. В 1207 году владимирский князь выделил в удел своему сыну Константину Ростов и окрестные города, в том числе Ярославль. Константин много времени проводил в Ярославле; при нем в городе были построены княжеский терем и первые каменные храмы. Незадолго до смерти, в 1218 году, он отдал Ярославль в удел своему старшему сыну Всеволоду. Так город стал столицей удельного княжества. В 1238 году Всеволод был убит в битве с монголами на реке Сить.

В 2017 году около Митрополичьих палат в культурном слое конца XII - начала XIII века была обнаружена женская княжеская вислая печать, найденная : небольшая круглая свинцовая пластина с изображением святых Константина и Марии. Такие печати на специальных шнурах в Средневековье прикрепляли к документам.

На княжеских печатях XII-XIII веков изображались святые покровители владельца. Изображение же на печати двух святых - женщины и мужчины - указывает, что печать принадлежала женщине (второй святой указывает на мужа или отца). Датировка печати и место ее находки позволяет с большой долей вероятности утверждать, что печать принадлежала княгине, супруге Великого князя Владимирского Константина Всеволодовича.

Имя жены князя Константина Всеволодовича, дочери смоленского князя Мстислава Романовича, до находки было неизвестно. Известно было лишь, что после смерти мужа она постриглась в монахини и до смерти в 1220 году носила иноческое имя Агафья. Но изображение святой на печати указывает, что ее звали  Мария.

Женские печати находят очень редко. К нынешнему времени найдено около двух десятков. Свинцовые печати были необходимы, ими скрепляли важные юридические документы. Если у княгини была печать, это означает, что она, например, могла самостоятельно распоряжаться имуществом.

Кроме печати Марии за годы раскопок были найдены ещё четыре печати.

Прориси печатей в натуральную величину
Прориси печатей в натуральную величину

Печать, подобная печати 1, обнаружена впервые. Она принадлежала князю с крестильным именем Иоанн или Константин. Её смело можно отнести к первому ярославскому удельному князю Всеволоду (Иоанну). Печати его отца, Константина Всеволодовича, княжившего в Новгороде в 1205–1208 гг, известны. На них изображены в полный рост cвятые Константин и Димитрий Солунский.

Печать №2 также была обнаружена впервые. На одной стороне печати в точечном ободке помещена фигура св. Иоанна Богослова в полный рост, правая рука – у груди в благословляющем жесте, в левой – свиток или кодекс. По сторонам колончатая надпись Ο άγ(ι)ο Ιω – Θεολογο(ς). На другой стороне в точечном ободке помещено изображение процветшего шестиконечного креста. Она принадлежала какому-то князю Иоанну, жившему во второй половине XII –начале XIII в. Относить ее к ярославскому князю Всеволоду Константиновичу не представляется возможным. Во-первых, на печати изображен Иоанн Богослов, а не его патрональный святой Иоанн Креститель; во-вторых, стилистически изображение тяготеет к более ранним княжеским печатям.

Печать №3 с пятистрочной надписью “АФАНАСИЙ ЕПИСКОП СМОЛЕНСКИЙ” и погрудным изображением Богоматери Оранты. Она залегала в темно-коричневом слое со щепой, который датируется первой половиной XIII в. Список смоленских епископов домонгольской поры насчитывает восемь имен. Среди них имеется Афанасий, который стоит между Лазарем (умер до 1225/1226) и Иоанном. Годы занятия смоленской кафедры Афанасия и год его смерти неизвестны, как и у сменившего его Иоанна. Поэтому датировать епископство Афанасия следует временем после 1226 г. После находки этой печати древнерусская сфрагистика располагает 14 печатями (оттиснуты 6 парами матриц) 5 из 8 смоленских епископов домонгольской поры. Неизвестными пока остаются печати Константина (упоминается в 1180), Иоанна и Меркурия (умер в 1239).

Печать №4 принадлежала князю с крестильным именем Дмитрий или Георгий (т.е. Дмитрию Георгиевичу или Георгию Дмитриевичу). Значит, вероятные её владельцы - это Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), его сын Юрию Всеволодовичу (1188–1238) или внук Всеволод Юрьевич (1213–1238).

При написании поста автор активно пользовался материалами Института археологии РАН и статьёй
А.В. Энговатова, П.Г. Гайдуков.
Вислые актовые печати из раскопок в Ярославле.
Российская археология, №1 (2006).