Найти в Дзене

«МОРСКОЙ УСТАВ» ДОПЕТРОВСКОГО ФЛОТА.

Русский флот получил в свое распоряжение Морской устав, задолго до рождения "основателя" российского флота, Петра I. В 1647 году в Москве тиражом 2500 экземпляров (по тем временам тираж огромный!) была издана книга голландского моряка Иоганна Якоба фон Вальхаузена – «О корабельной ратной науке». Собственно Корабельный Устав был расписан в ее 7-й главе: «Седьмая книга будет о Корабельной ратной науке, что немало дело неученое». Она содержала 34 артикульные статьи. Титульный лист этой главы был выгравирован на меди русским мастером Григорием Благушиным. В этой же главе автором голландцем указывалось, что подобные морские Уставы имели еще на флоте Государя Иоанна Васильевича Грозного.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин - российский дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича, боярин, глава Посольского приказа.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин - российский дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича, боярин, глава Посольского приказа.

В 1669 году Глава Корабельного Приказа, боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин издал в Москве второй «Морской Устав флота царя Алексея Михайловича», составленный в 1667 году голландским капитаном Давыдом Бутлером (предком знаменитого российского химика Бутлерова). Как писал сам боярин в предисловии к труду капитана Давыда Бутлера: «...статьи правильные, против коих достоин всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться.» Кстати, одна из первейших статей этого Устава предписывала командиру уничтожить судно, но не допустить его захвата противником: «Корабль врученный, неприятелю не отдавать, а буде увидеть, что сохранить его невозможно, лучше корабль зажечь или потопить, чтоб неприятелю не достался.»

Главное отличие от Морского Устава, предложенного русскому флоту «петровским адмиралом» Корнелием Крюйсом, устава 1669 года, заключалось в том, что было составлено «Положение о корабле». А Устав Крюйса, по сути, представлял из себя, копию дисциплинарного Устава голландского флота. То есть был перечнем наказаний для экипажа судов. Между прочим, собственно «карательных статей» в русском Морском Уставе 1669 года немного. Строго наказывалось пьянство в походе и на берегу, запрещалось поминать Господа всуе.

Этот морской устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов.
Этот морской устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов.

Морская доктрина Московской Руси была сформулирована в Приказных Делах Корабельного Устава за 1672 года, Дело № 407. Ее сформулировал и представил отцу Петра I, Государю Алексею Михайловичу, голландский капитан Ян Вегрон – «О заведении в России корабельного дела для заграничной морской торговли, разных мануфактур и фабрик». Главная идея проекта: начать сбыт в Европу готовых морских судов, изготовленных из русского строевого леса, с парусами из русского льна и канатами из русской пеньки.

В связи с этим возникает вопрос: а чьим же детищем был флот российский?

ЭКСПЕРТ:    АНДРЕЙ СУПРУНЕНКО - Директор ООО «Юридическая фирма «Ремеди» .
ЭКСПЕРТ: АНДРЕЙ СУПРУНЕНКО - Директор ООО «Юридическая фирма «Ремеди» .