Случаются в жизни такие переломные моменты, которые просто вынуждают человека меняться. Вот в один из таких моментов я и начала писать всерьез. Детские рассказы (обычно незаконченные) не в счет. Сразу честно признаюсь, что законченного полноценного романа пока не имею в своем активе. Зато там уютно поместилась пачка рассказов, несколько публикаций в журналах, и несколько призовых мест в литературных конкурсах (большого смысла в участии в которых я теперь не вижу).
Тогда, в самом начале пути, мне казалось, что если есть идеи и базовая грамотность, то дело в шляпе. Оказалось, что этого недостаточно. Набив кучу шишек, я для всех начинающих составила карту расположения грабель, на которые наступала сама.
А теперь пройдемся по пунктам.
Вы начинаете свой длинный и извилистый путь в Бухте Прекрасных начинаний. Вы еще энергичны и полны сил, а потому очень быстро добираетесь до Отрогов Жадности.
Отроги Жадности
И вот вы написали первую главу. Возможно даже целиком. Классное ощущение, правда?
И тут новоявленного писателя и поджидает первая опасность. Если написанное нравится, и сам процесс доставляет удовольствие (а так вообще-то и должно быть в идеале), то часто возникают мысли вроде: «Вот сейчас допишу и разбогатею и прославлюсь».
Не разбогатеете. И вряд ли сильно прославитесь. Даже если допишете, и вдруг напечатают. Чтобы сразу отрезвить и отвратить от ремесла совсем уж корыстных графоманов: писатель в России небогат. Обычно авторские отчисления вас и прокормить-то не смогут. Новичок сейчас может рассчитывать рублей на 15-20 с корешка при неплохом раскладе. А стартовый тираж составляет около 2000 экземпляров. Вот и считайте. Это если они вообще разойдутся.
- Есть много более легких способов заработать деньги (в рамках закона, конечно же). Никогда не пишите ради них.
Плато Хаоса
Ура! Вы не поддались зову Золотого тельца и пишите исключительно для самореализации. Прекрасно! Но одного таланта может и не хватить. Если ехать лишь на одном вдохновении, очень легко заблудиться в хаосе сюжетных перипетий.
Нет, я не говорю, что вы должны составить план вашего романа заранее. Даже наоборот, активно вас от этого предостерегаю. Для большинства писателей (исключения встречаются, но нечасто) подробный план произведения – смертный приговор их нетленке. Ведь, имея четкий и подробный план, писать становится скучно, и творчество прорастает поденщиной.
- Но знать, чем ваше произведение закончится, вы обязаны. И пусть финал по ходу пьесы много раз поменяется. Но в каждый момент времени, у вас должно быть понимание цели, к которой вы движетесь. Не страшно изменить цель, плохо двигать вообще без нее.
Трясина Велеречивости
Ну хорошо, вы движетесь к финалу, как корабль к далекому маяку. Но и этого недостаточно. Многих авторов настигает такой непростительный грех, как многословие. Пишите коротко и понятно. Вы не Толстой, и никто сквозь дебри ваших метафор, аллюзий и аллегорий продираться не станет. Это у школьников выхода нет, а ваш читатель книжку закроет, и пойдет кино смотреть. Согласитесь, у Толстого таких конкурентов, как компьютер и телевизор не наблюдалось.
- И еще один небольшой совет вдогонку: если эпизод не играет на сюжет, выкиньте его, каким бы замечательным он вам ни казался.
Омут Неуверенности
- О! В этом омуте утонул не один талантливый писатель. В какой-то момент начинает казаться, что все, что вы пишете, бездарное графоманство. Что оно никому не нужно, и никто это читать ни за что не будет. Не решайте за других, и не лишайте их возможности решить самим. Плохой, но законченный роман намного лучше целой пачки незавершенных начал. Если произведение не закончено, его просто нет.
Чащобы Самобичевания
- Эти дебри очень похожи на предыдущий омут, но есть и отличия. Когда автор начинает ковыряться в тексте, который ему бесконечно не нравится, добра не жди. Если вас накрыло глобальное недовольство собой, не спешите все перечеркивать. Пишите дальше, потом вернетесь и откорректируете. Уверена, по прошествии пары-тройки дней, на свежую голову все будет казаться не так плохо.
Дорога Соблазнов
- Эта тропа манит, обещает и увлекает за собой немало нашего собрата. Если вам вдруг во время написания произведения пришла гениальнейшая идея, не отвлекайтесь на нее! Запишите и отложите на потом. Идей много. Отвлекаясь на каждую, вы рискуете не довести до ума ни одну.
Дельта Безудержных экспериментов
- Читатель не подопытный кролик, в клетке не заперт. Будете ставить смелые опыты, сбежит. Если вы начали писать боевик, не скатывайтесь в мелодраму. Если пишите, детектив, не перегружайте его подробнейшей любовной линией. Вы должны хоть немного представлять, для кого вы пишите вашу книгу.
Море Прокрастинации
- В этом море корабли тонут флотилиями. И я сама периодически выплываю из него лишь на последней уцелевшей доске. Заведите ритуал настройки на работу, отключите телефон, если он мешает и… просто не отвлекайтесь, и все! У вас важное дело в конце концов.
Остров Успеха
И вот вы доплыли! Роман написан. Осталась редактура (тоже процесс примечательный), и можно отсылать рукопись в издательство.
Могу обнадежить тем, что с каждым разом вам будет все легче обходить все эти ловушки. Зная врага в лицо, с ним легче бороться!
И вот он мой лайфхак напоследок. Написать сразу полноценный роман очень тяжело. Тренируйтесь писать рассказы. Это хорошая школа. Если же вам непременно хочется написать целую книгу, пишите рассказы с единым миром и героем, со сквозной сюжетной линией. Потом сделаете эти рассказы-новеллы главами своего романа. Так начинал Сапковский, к примеру. И посмотрите, как удачно вышло.
Удачи вам на творческом пути и не повторяйте моих ошибок!
А с какими трудностями сталкивались вы сами? Что оказалось сложнее всего?
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!
Другие интересные статьи на канале:
Тест: Узнай 7 шедевров русской классики по аннотациям
Прекрасные ожидания и суровая реальность. 5 книг, которые меня разочаровали