«Пятнадцать фундаментальных свойств» К. Александр
Кристофер Александр вывел эти пятнадцать свойств в ходе научных наблюдений за «живой» структурой зданий, городов и памятников материальной культуры К. Александр «Природа порядка», том 1: «Феномен жизни» . Пояснительная иерархия: этими свойствами обладают природные объекты; формы биологической жизни; животные; человек; культуры.
Перечень свойств
1. Уровни масштаба ; 2. Устойчивые центры; 3. Широкие границы; 4. Чередующееся повторение; 5. Четко выраженная область ; 6. Благоприятная форма; 7. Локальная симметрия; 8. Глубокое взаимопроникновение и размытость; 9. Контрастность; 10. Градиентный переход ; 11. Неточность ; 12. Подражание; 13. Пустота; 14. Простота и внутреннее спокойствие; 15. Нераздельность;
1. Уровни масштаба
Иерархия масштабов
• Масштаб задается совокупностью повторяющихся компонентов одинакового размера и похожей формы
• Уровни масштаба — располагаются достаточно близко друг к другу, чтобы возникла согласованность, но не настолько близко, чтобы стерлась граница между соседними масштабами
• Математические правила создания корректных масштабов посредством логарифмической константы e и ряда чисел Фибоначчи
Доступная иерархия масштабов — это основное условие адаптации
• Суть адаптивного проекта заключается в том, чтобы удовлетворять потребности пользователя на уровне масштабов человеческого тела
• В полный перечень таких масштабов входят размеры от 2 м до < 1 мм
• Надо создавать приемлемые формы — в правиле говорится лишь об обязательном наличии всех этих масштабов; конфигурация определяется центрами!
2. Устойчивые центры
Теория центров
• В каждом «центре» согласованно сходятся воедино все точки значительной области пространства
• Каждый центр объединяет ближайшие центры и границы в согласованную систему, которая усиливает значение каждого центра
• Центры укрепляют друг друга на каждом уровне масштаба — свойство рекурсивной иерархии
Два типа центров
• Два типа центров — «определенные» и «подразумеваемые» — взаимодействуют согласованно
• Посередине «определенного» центра есть некая точка, на которой фокусируется внимание
• «Подразумеваемый» центр окружен границей, которая фокусирует внимание зрителя на пустоте внутри центра Пространства с визуальным центром лучше отвечают своему предназначению, которое является предварительным условием к их использованию
3. Широкие границы
Широкая граница в роли «подразумеваемого» центра
Согласно принципу универсального масштабирования, широкая граница играет роль следующего по величине масштаба
• Узкие границы неэффективны, поскольку они не затрагивают одну или несколько составляющих масштабной иерархии, из-за чего граница теряет связь с элементами той области, которую ограничивает
• Понятие широких границ является достаточно важным, чтобы его можно было причислить к самостоятельным структурным свойствам
«Перфорированный, изогнутый и сложенный»
• «Подразумеваемый» центр можно выявить только при наличии широкой границы
• Поэтому широкие границы играют роль не только ограждающих, но и фокусирующих элементов
• Составные полупроницаемые границы городской структуры должны быть широкими!
4. Чередующееся повторение
Определение
• Внутренне присущая переносная симметрия
• Однако упрощенческое повторение элементов является выдачей информации в сжатой форме
• Повторяемые элементы закодированы тривиальным образом (Х, повторить 100 раз)
• При чередовании контрастных элементов эффект от их повторения и контрастности усиливается
5. Четко выраженная область (positive space)
Имеет отношение к гештальт-психологии
• Связано с особенностями человеческого восприятия
• Ключевую роль в распознавании объекта или области (пространства или объема) играет наличие выпуклой поверхности
• Обусловлено математическими и психологическими причинами
• Очень хорошо подходит для населенных зон
• Объекты, лишенные этого свойства, кажутся угрожающими
Четко выраженный фон (positive background)
• Понятие четко выраженной области применяется и для фигуры, и для фона
• Нужно четко обозначать не только внутреннее пространство здания, но и городскую территорию
• Из-за пренебрежения этим свойством большинство городских территорий, сконструированных в XX веке, пришли в упадок
6. Благоприятная форма
Благоприятная форма
• Симметрия снижает уровень информационной перегрузки
• Доступные для восприятия объекты образуют представленную форму на плоскости, а разум путем вычислений трансформирует ее в объемную
• «Благоприятный» означает «понятный без труда» — мозгу свойственно сжимать полученную информацию
• Расплывчатые формы вносят искажения в вычислительный процесс, вызывая состояние тревоги
7. Локальная симметрия
Симметричные формы в иерархической структуре
• В структуре, где соблюдается принцип универсальной масштабной инвариантности, симметричные формы должны быть на каждом уровне масштаба
• «Симметрия» — это не симметричность конструкции в целом, как обычно думают
• Это множество малых симметричных форм, которые находятся внутри крупных симметричных форм
• Симметричные формы вложены друг в друга и образуют иерархию
8. Глубокое взаимопроникновение и размытость
Взаимопроникновение
• Еще один надежный способ связи
• Формы проникают друг в друга, образуя между собой связи
• По аналогии с фракталами, где линии заполняют отдельные участки пространства, а поверхности разрастаются путем сращивания друг с другом
• Объекты соединяются без резких переходов «Перфорированный, изогнутый и сложенный»
• Эти геометрические понятия рассматривались выше
• Две зоны проникают друг в друга на полупроницаемой границе раздела
• Поскольку граница допускает такой переход, возникает вопрос о том, по какую ее сторону находится объект, пребывающий внутри области перехода
9. Контрастность
Контрастность необходима
• А. для создания отдельных субэлементов
• Б. для разграничения смежных элементов
• В. для создания симметрии «фигура-фон» между противоположными объектами
• Контрастность снижается из-за неправильно выбранного уровня прозрачности
• Снижение контрастности обедняет проект
Применение контрастности
• «Закрытое внутреннее пространство галереи» versus «открытое уличное пространство»
• Высокая контрастность элементов — но прочная связь между ними
• Слабо выраженные зоны: между областью за стеклянной перегородкой и снаружи нее нет разницы
• Контраст надо сочетать со взаимопроникновением
10. Градиентный переход
Градиенты = перемещения
• Нужно отходить от неадаптивного единообразия
• Это можно сделать, разбив целое на части, однако…
• - иногда следует не дробить форму на отдельные фрагменты, а постепенно видоизменить ее
• Город в разрезе: город, постепенно переходящий в сельскую местность
• Внутренние пространства: общественные постепенно переходят в частные
11. Неточность
Существует масса вариантов неточности — и все они носят благоприятный характер!
• А. Фрактальная структура неуклонно уменьшается в масштабе — она не имеет гладких поверхностей
• Б. При отходе от строгих геометрических форм допускается появление дефектов — более толерантный подход
• В. Орнамент на гладких элементах геометрической формы можно расценивать как «неточность»
Неточность и нарушение симметрии
• Благодаря так называемым «дефектам» повторяющиеся элементы начинают различаться, становятся похожими, но не одинаковыми — раскрашенные от руки черепицы
• Нарушение симметрии (приближенное) предотвращает информационный коллапс
• Умышленная неточность повторяющихся элементов
Неточность и адаптация
• Устойчивое развитие предполагает адаптацию
• Неточность возникает под влиянием местных условий– она нарушает непрерывный ряд и идеальную симметрию
• Целостная система меняется в процессе вычисления в соответствии с его контекстом, тем самым обретая самобытность
• ИЕРАРХИЯ: устойчивое развитие, адаптивность, самобытность, неточность
12. Подражание
Два типа подражания
• А. Переносная симметрия — похожие формы расположены на одном уровне масштаба, но на расстоянии друг от друга
• Б. Масштабная симметрия — похожие формы расположены на разных уровнях масштаба
• Принцип фрактального подобия соблюдается во всех природных фракталах — увеличение показывает, что они не целиком уподобляются, а всего лишь «подражают» друг другу.
13. Пустота
Самый крупный фрактальный масштаб
• Самый крупный открытый компонент фрактала существует в виде пустоты
• Заполнить все пространство фрактала мелкими элементами невозможно
• В зонах с «подразумеваемыми» центрами составная граница фокусируется на открытой области посередине — на пустоте
14. Простота и внутреннее спокойствие
Более неуловимое свойство
• Отсутствие хаотичности — отдельное свойство
• Баланс достигается путем всеобщей согласованности элементов
• Все симметричные формы взаимодействуют друг с другом ради взаимной поддержки — инородные или вносящие разлад элементы отсутствуют
• Создается впечатление, что она возникла сама по себе (хотя, на самом деле, такой согласованности достичь крайне трудно) Простота в природе
• С точки зрения минимализма природные объекты нельзя назвать «простыми»
• Под «простотой» природного объекта подразумевается его чрезвычайно сложная, но при этом высокосогласованная структура
• Система выглядит «простой» потому, что она в высшей степени совершенна; форма словно вылеплена из одного куска
15. Нераздельность
Стремление к согласованности
• Согласованность — это эмерджентное свойство, отдельные компоненты структуры ею не обладают
• Согласованная цельная конструкция такова, что из нее нельзя изъять ни единого фрагмента Разбиение на части не прослеживается и невозможно
Эталон согласованности
• Каждый элемент конструкции вносит свою лепту в создание согласованной целостной системы, где ни одна деталь не выбивается из общего ряда, а взгляд ни на чем не спотыкается
• В этом и состоит цель адаптивного проектирования
• Бессчетное множество сложных составляющих, спаянных в монолитное целое
• Противоположность целенаправленному разделению элементов
Распространение вовне
• Свойство нераздельности проявляется и за рамками внутренней согласованной структуры
• Целостная система объединяется с окружающей средой
• Объединяется со всем, что находится за ее пределами
• Всеми силами стремится создать крупномасштабную согласованность
Намеренно или нет, но в архитектурном проектировании ХХ века не уделяется ни малейшего внимания этим пятнадцати свойствам. Студенты и архитекторы, привыкшие к умозрительному проектированию, встречают информацию о свойствах в штыки. Открытие пятнадцати свойств поставило под вопрос обоснованность современной архитектурной среды и породившей ее идеологии. Согласованность, которая создает эмоционально благоприятную атмосферу, прослеживается в традиционной архитектуре всех народов; привнесение ее в конструкции логично и необходимо.
Благодаря развитой нервной системе и механизмам восприятия , люди являются самыми точными детекторами наличия или отсутствия пятнадцати свойств в конкретном объекте . Однако на данный момент критики и академики, которые работают в области архитектуры , превозносят формы , лишенные этих свойств. Парадигма «хорошей» современной архитектуры идет вразрез с концепцией пятнадцати свойств. Современные архитекторы тут же принимаются клеймить эти свойства за отрицание господствующей архитектурной эстетики, объявляют негодной для проектирования и отбрасывают в сторону. Даже факт того, что эти свойства подтверждены массой научных исследований, звучит для архитекторов неубедительно. Людей, приученных к определенному облику объектов, невозможно заставить признать, что главенствующий архитектурный стиль является причиной психологических и физиологических расстройств. Наши примеры по- настоящему хороших построек критикуются за то , что эмоциональная подпитка, которую они дают, встречается , главным образом , в объектах традиционного строительства и памятниках материальной культуры.