Найти тему
ПЯТАЯ СТЕНА

«Пятнадцать фундаментальных свойств в архитектуре»

Оглавление

«Пятнадцать фундаментальных свойств» К. Александр

Кристофер Александр вывел эти пятнадцать свойств в ходе научных наблюдений за «живой» структурой зданий, городов и памятников материальной культуры К. Александр «Природа порядка», том 1: «Феномен жизни» . Пояснительная иерархия: этими свойствами обладают природные объекты; формы биологической жизни; животные; человек; культуры.

Перечень свойств

1. Уровни масштаба ; 2. Устойчивые центры; 3. Широкие границы; 4. Чередующееся повторение; 5. Четко выраженная область ; 6. Благоприятная форма; 7. Локальная симметрия; 8. Глубокое взаимопроникновение и размытость; 9. Контрастность; 10. Градиентный переход ; 11. Неточность ; 12. Подражание; 13. Пустота; 14. Простота и внутреннее спокойствие; 15. Нераздельность;

1. Уровни масштаба

Иерархия масштабов

• Масштаб задается совокупностью повторяющихся компонентов одинакового размера и похожей формы

• Уровни масштаба — располагаются достаточно близко друг к другу, чтобы возникла согласованность, но не настолько близко, чтобы стерлась граница между соседними масштабами

• Математические правила создания корректных масштабов посредством логарифмической константы e и ряда чисел Фибоначчи

Доступная иерархия масштабов — это основное условие адаптации

• Суть адаптивного проекта заключается в том, чтобы удовлетворять потребности пользователя на уровне масштабов человеческого тела

• В полный перечень таких масштабов входят размеры от 2 м до < 1 мм

• Надо создавать приемлемые формы — в правиле говорится лишь об обязательном наличии всех этих масштабов; конфигурация определяется центрами!

2. Устойчивые центры

-2

Теория центров

• В каждом «центре» согласованно сходятся воедино все точки значительной области пространства

• Каждый центр объединяет ближайшие центры и границы в согласованную систему, которая усиливает значение каждого центра

• Центры укрепляют друг друга на каждом уровне масштаба — свойство рекурсивной иерархии

Два типа центров

• Два типа центров — «определенные» и «подразумеваемые» — взаимодействуют согласованно

• Посередине «определенного» центра есть некая точка, на которой фокусируется внимание

• «Подразумеваемый» центр окружен границей, которая фокусирует внимание зрителя на пустоте внутри центра Пространства с визуальным центром лучше отвечают своему предназначению, которое является предварительным условием к их использованию

3. Широкие границы

-3

Широкая граница в роли «подразумеваемого» центра

Согласно принципу универсального масштабирования, широкая граница играет роль следующего по величине масштаба

• Узкие границы неэффективны, поскольку они не затрагивают одну или несколько составляющих масштабной иерархии, из-за чего граница теряет связь с элементами той области, которую ограничивает

• Понятие широких границ является достаточно важным, чтобы его можно было причислить к самостоятельным структурным свойствам

«Перфорированный, изогнутый и сложенный»

• «Подразумеваемый» центр можно выявить только при наличии широкой границы

• Поэтому широкие границы играют роль не только ограждающих, но и фокусирующих элементов

• Составные полупроницаемые границы городской структуры должны быть широкими!

4. Чередующееся повторение

-4

Определение

• Внутренне присущая переносная симметрия

• Однако упрощенческое повторение элементов является выдачей информации в сжатой форме

• Повторяемые элементы закодированы тривиальным образом (Х, повторить 100 раз)

• При чередовании контрастных элементов эффект от их повторения и контрастности усиливается

5. Четко выраженная область (positive space)

-5

Имеет отношение к гештальт-психологии

• Связано с особенностями человеческого восприятия

• Ключевую роль в распознавании объекта или области (пространства или объема) играет наличие выпуклой поверхности

• Обусловлено математическими и психологическими причинами

• Очень хорошо подходит для населенных зон

• Объекты, лишенные этого свойства, кажутся угрожающими

Четко выраженный фон (positive background)

• Понятие четко выраженной области применяется и для фигуры, и для фона

• Нужно четко обозначать не только внутреннее пространство здания, но и городскую территорию

• Из-за пренебрежения этим свойством большинство городских территорий, сконструированных в XX веке, пришли в упадок

6. Благоприятная форма

-6

Благоприятная форма

• Симметрия снижает уровень информационной перегрузки

• Доступные для восприятия объекты образуют представленную форму на плоскости, а разум путем вычислений трансформирует ее в объемную

• «Благоприятный» означает «понятный без труда» — мозгу свойственно сжимать полученную информацию

• Расплывчатые формы вносят искажения в вычислительный процесс, вызывая состояние тревоги

7. Локальная симметрия

-7

Симметричные формы в иерархической структуре

• В структуре, где соблюдается принцип универсальной масштабной инвариантности, симметричные формы должны быть на каждом уровне масштаба

• «Симметрия» — это не симметричность конструкции в целом, как обычно думают

• Это множество малых симметричных форм, которые находятся внутри крупных симметричных форм

• Симметричные формы вложены друг в друга и образуют иерархию

8. Глубокое взаимопроникновение и размытость

-8

Взаимопроникновение

• Еще один надежный способ связи

• Формы проникают друг в друга, образуя между собой связи

• По аналогии с фракталами, где линии заполняют отдельные участки пространства, а поверхности разрастаются путем сращивания друг с другом

• Объекты соединяются без резких переходов «Перфорированный, изогнутый и сложенный»

• Эти геометрические понятия рассматривались выше

• Две зоны проникают друг в друга на полупроницаемой границе раздела

• Поскольку граница допускает такой переход, возникает вопрос о том, по какую ее сторону находится объект, пребывающий внутри области перехода

9. Контрастность

-9

Контрастность необходима

• А. для создания отдельных субэлементов

• Б. для разграничения смежных элементов

• В. для создания симметрии «фигура-фон» между противоположными объектами

• Контрастность снижается из-за неправильно выбранного уровня прозрачности

• Снижение контрастности обедняет проект

Применение контрастности

• «Закрытое внутреннее пространство галереи» versus «открытое уличное пространство»

• Высокая контрастность элементов — но прочная связь между ними

• Слабо выраженные зоны: между областью за стеклянной перегородкой и снаружи нее нет разницы

• Контраст надо сочетать со взаимопроникновением

10. Градиентный переход

-10

Градиенты = перемещения

• Нужно отходить от неадаптивного единообразия

• Это можно сделать, разбив целое на части, однако…

• - иногда следует не дробить форму на отдельные фрагменты, а постепенно видоизменить ее

• Город в разрезе: город, постепенно переходящий в сельскую местность

• Внутренние пространства: общественные постепенно переходят в частные

11. Неточность

-11

Существует масса вариантов неточности — и все они носят благоприятный характер!

• А. Фрактальная структура неуклонно уменьшается в масштабе — она не имеет гладких поверхностей

• Б. При отходе от строгих геометрических форм допускается появление дефектов — более толерантный подход

• В. Орнамент на гладких элементах геометрической формы можно расценивать как «неточность»

Неточность и нарушение симметрии

• Благодаря так называемым «дефектам» повторяющиеся элементы начинают различаться, становятся похожими, но не одинаковыми — раскрашенные от руки черепицы

• Нарушение симметрии (приближенное) предотвращает информационный коллапс

• Умышленная неточность повторяющихся элементов

Неточность и адаптация

• Устойчивое развитие предполагает адаптацию

• Неточность возникает под влиянием местных условий– она нарушает непрерывный ряд и идеальную симметрию

• Целостная система меняется в процессе вычисления в соответствии с его контекстом, тем самым обретая самобытность

• ИЕРАРХИЯ: устойчивое развитие, адаптивность, самобытность, неточность

12. Подражание

-12

Два типа подражания

• А. Переносная симметрия — похожие формы расположены на одном уровне масштаба, но на расстоянии друг от друга

• Б. Масштабная симметрия — похожие формы расположены на разных уровнях масштаба

• Принцип фрактального подобия соблюдается во всех природных фракталах — увеличение показывает, что они не целиком уподобляются, а всего лишь «подражают» друг другу.

13. Пустота

-13

Самый крупный фрактальный масштаб

• Самый крупный открытый компонент фрактала существует в виде пустоты

• Заполнить все пространство фрактала мелкими элементами невозможно

• В зонах с «подразумеваемыми» центрами составная граница фокусируется на открытой области посередине — на пустоте

14. Простота и внутреннее спокойствие

-14

Более неуловимое свойство

• Отсутствие хаотичности — отдельное свойство

• Баланс достигается путем всеобщей согласованности элементов

• Все симметричные формы взаимодействуют друг с другом ради взаимной поддержки — инородные или вносящие разлад элементы отсутствуют

• Создается впечатление, что она возникла сама по себе (хотя, на самом деле, такой согласованности достичь крайне трудно) Простота в природе

• С точки зрения минимализма природные объекты нельзя назвать «простыми»

• Под «простотой» природного объекта подразумевается его чрезвычайно сложная, но при этом высокосогласованная структура

• Система выглядит «простой» потому, что она в высшей степени совершенна; форма словно вылеплена из одного куска

15. Нераздельность

-15

Стремление к согласованности

• Согласованность — это эмерджентное свойство, отдельные компоненты структуры ею не обладают

• Согласованная цельная конструкция такова, что из нее нельзя изъять ни единого фрагмента Разбиение на части не прослеживается и невозможно

Эталон согласованности

• Каждый элемент конструкции вносит свою лепту в создание согласованной целостной системы, где ни одна деталь не выбивается из общего ряда, а взгляд ни на чем не спотыкается

• В этом и состоит цель адаптивного проектирования

• Бессчетное множество сложных составляющих, спаянных в монолитное целое

• Противоположность целенаправленному разделению элементов

Распространение вовне

• Свойство нераздельности проявляется и за рамками внутренней согласованной структуры

• Целостная система объединяется с окружающей средой

• Объединяется со всем, что находится за ее пределами

• Всеми силами стремится создать крупномасштабную согласованность

Намеренно или нет, но в архитектурном проектировании ХХ века не уделяется ни малейшего внимания этим пятнадцати свойствам. Студенты и архитекторы, привыкшие к умозрительному проектированию, встречают информацию о свойствах в штыки. Открытие пятнадцати свойств поставило под вопрос обоснованность современной архитектурной среды и породившей ее идеологии. Согласованность, которая создает эмоционально благоприятную атмосферу, прослеживается в традиционной архитектуре всех народов; привнесение ее в конструкции логично и необходимо.

Благодаря развитой нервной системе и механизмам восприятия , люди являются самыми точными детекторами наличия или отсутствия пятнадцати свойств в конкретном объекте . Однако на данный момент критики и академики, которые работают в области архитектуры , превозносят формы , лишенные этих свойств. Парадигма «хорошей» современной архитектуры идет вразрез с концепцией пятнадцати свойств. Современные архитекторы тут же принимаются клеймить эти свойства за отрицание господствующей архитектурной эстетики, объявляют негодной для проектирования и отбрасывают в сторону. Даже факт того, что эти свойства подтверждены массой научных исследований, звучит для архитекторов неубедительно. Людей, приученных к определенному облику объектов, невозможно заставить признать, что главенствующий архитектурный стиль является причиной психологических и физиологических расстройств. Наши примеры по- настоящему хороших построек критикуются за то , что эмоциональная подпитка, которую они дают, встречается , главным образом , в объектах традиционного строительства и памятниках материальной культуры.