Во многих компаниях срочно задумались над тем, как воспользоваться пониженными тарифами по взносам. Их вправе применять только малые и средние предприятия. Если организация не подходит по численности или выручке, выход один — перевести бизнес на несколько новых юрлиц. Но тогда есть риск, что налоговики посчитают реорганизацию фиктивной и доначислят вам взносы. Чтобы им не за что было зацепиться, действуйте по нашим подсказкам. Их мы подготовили на основе свежей судебной практики.
Более того, вы можете убить двух зайцев, то есть сразу перевести новые компании на спецрежим. Так вы сэкономите не только на взносах, но и на НДС и налоге на прибыль.
1. Сформулируйте правдоподобную цель дробления
Разукрупнение бизнеса и раньше было под пристальным вниманием налоговиков. Благодаря этому накопилась богатая судебная практика и теперь точно понятно, что будут искать ревизоры. Отличие лишь в том, что прежде под подозрение попадали новые спецрежимники. Инспекторы обвиняли их в незаконном переходе на упрощенку или вмененку и пытались доначислить общережимные налоги.
Теперь же начнут вылавливать вновь созданные малые и средние предприятия. Но признаки дробления будут искать те же, ведь главные критерии МСП — численность работников и размер выручки. И чем больше таких зацепок найдут инспекторы, тем выше риск доначислений.
Прежде всего налоговики попытаются обвинить компанию в том, что она разделила бизнес исключительно, чтобы сэкономить на страховых взносах. Поэтому ваша задача — доказать, что реорганизацию затеяли вовсе не для этого. А что в итоге удалось еще и на взносах выгадать — это всего лишь приятный бонус от государства в кризисный период.
Инспекторы согласны, что выбор и изменение бизнес-структуры — это исключительное право собственников (новость на сайте ФНС от 18.03.2020). Нужно лишь объяснить, почему реорганизация понадобилась именно сейчас. Во время карантина и всеобщей удаленки это сделать даже проще. Например, более мелкими компаниями легче управлять, в них быстрее можно внедрить новшества, отреагировать на новые требования рынка, а руководить небольшим коллективом проще. Другой универсальный аргумент — благодаря разукрупнению удалось избежать банкротства и полного закрытия компании.
Примеры безопасных формулировок привели в статье "Семь подсказок помогут уже сейчас снизить взносы и заодно сэкономить на налогах"
2. Разделите бизнес между компаниями по конкретному параметру
Безопаснее в отдельные организации выделять разные виды деятельности. Например, у компании есть производственный цех и фирменный магазин. Одному юрлицу она передает производство, второму — торговлю. Цель такой реорганизации объяснить просто — собственники решили повысить эффективность за счет концентрации специалистов только на одном виде деятельности.
По возможности не оставляйте одинаковые виды деятельности в разных компаниях. Ведь это явно выглядит как искусственное дробление бизнеса, чтобы вписаться в лимиты по численности работников или выручке. Многие суды приходят к такому же выводу и поддерживают налоговиков.
3. Избегайте родственных связей
Рискованно регистрировать новые компании на одинаковых учредителей или оформлять их на тех же участников, которые создали исходную организацию. Кроме того, опасно везде назначать одного гендиректора. Из-за одинаковых собственников или руководителей налоговики посчитают такие компании взаимозависимыми и будут искать другие признаки фиктивного дробления (п. 2 ст. 105.1 НК).
В принципе закон не запрещает иметь общих учредителей или директоров и не ограничивает количество компаний, которые может создать гражданин. Но судебная практика показывает, что безопаснее регистрировать новые организации на разных собственников и выбирать не взаимозависимых директоров. Это снизит риск претензий налоговиков.
4. Не оставляйте никаких общих ресурсов
В каждой новой компании создайте собственную бухгалтерию и отдел кадров. Если объемы небольшие, достаточно одного-двух человек. Обязательно проследите, чтобы главными бухгалтерами были разные «физики». Рискованно оставлять и другие общие структурные подразделения, которые занимаются делами всех организаций. К примеру, объединенный юридический отдел, системных администраторов, колл-центр. Это сразу наведет налоговиков на подозрения, что вновь созданные компании представляют собой единое целое. Ревизоры начнут искать другие признаки фиктивного дробления и, скорее всего, доначислят вам взносы по общей ставке.
5. Избегайте одинаковых контактов
Налоговики обязательно сравнят адреса всех вновь созданных компаний и сопоставят их с адресом исходной организации. В идеале они должны различаться. Но если вы остались в том же помещении, разграничьте адреса хотя бы номерами комнат. Грамотно оформите договоры аренды или субаренды. Номера телефонов и адреса электронной почты тоже распределите между компаниями и не допускайте совместного использования.
С сайтом ситуация сложнее. Зачастую после разукрупнения бизнеса в разделе «Контакты» размещают информацию о всех вновь созданных организациях. Инспекторы считают, что этим вы сами признаетесь в искусственном дроблении. Но нередко суды отклоняют такие обвинения.
Ещё 8 признаков дробления в статье "Подсказок, которые помогут снизить взносы наполовину и заодно сэкономить на налогах"