Найти тему
МЫSLI // Mysli.tv

«Почему детям нужно реже указывать на ошибки» — психолог Людмила Петрановская

Чему мы учимся, совершая промахи? Семейный психолог Людмила Петрановская убеждена, что пора перестать воспринимать ошибки как преступление и объясняет, как учить и учиться, «не прибивая творческий потенциал».

Людмила Петрановская, психолог в проекте МЫSLI // mysli.tv
Людмила Петрановская, психолог в проекте МЫSLI // mysli.tv

«Особенность всей нашей культуры и школьного образования в том числе — это представление об ошибке как о преступлении. У нас все построено на том, что детям постоянно указывают, как они ошиблись и дают понять, что это очень плохо.

В нашей стране нет нормального отношения к ошибке как к единственному способу чему-то научиться. Ты не можешь это сделать, не наделав ошибок и не использовав их для роста и развития.

Ошибка — это недопустимо. Мы внушаем детям, что «лучше бы вообще ты никогда не делал ошибок». Это очень сильно «прибивает» любую творческую активность и потенциал. С самого начала обучения учитель красной ручкой подчёркивает ошибки в школьной тетради. Одна помарка — уже снижена оценка. Вся система так устроена.

Я слушала интересное выступление учительницы иностранного языка, которая рассказывала, что, попав за границу, задалась вопросом: «Почему во многих странах в сфере услуг работают люди, которые знают по-английски буквально сто слов или фраз и при этом говорят, совершенно не смущаясь, и выглядят вполне довольными?»

Они общаются, как могут, при помощи этой сотни фраз, помогая себе выражением лица руками и так далее и не выглядят при этом «застрессованными». А наши бедолаги, даже закончив английскую спецшколу, приезжают за границу и не могут выдавить из себя простую реплику. У них буквально возникает спазм гортани, и лицо зеленеет от ужаса.

Когда я задумалась об этом и начала анализировать, то поняла, что всё наше преподавание иностранного языка в школе построено на постоянном поиске ошибок. Ребенку задают вопрос, на который он должен ответить, и дальше никого не интересует, что он говорит. Это всё имитационное общение, псевдофразы. Каждый раз, когда ребенок ошибается, ему говорят: «Стоп! Не так, а так! Ты ошибся!» Идёт «натаскивание на ошибки», поэтому ты постоянно ощущаешь стресс. Не важно что ты говоришь — важно, что ты ошибся».

Героиня объясняет, как уйти от давления навязанных шаблонов и сместить фокус с ошибок на процесс обучения. Смотрите эту мысль полностью:

О героине:

Людмила Петрановская — семейный психолог, тренер, психодраматист. Лауреат Премии президента РФ в области образования. Автор серии книг и обучающих игр для детей и подростков «Что делать, если...», а также пособий для родителей: «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Как ты себя ведешь, 10 шагов по изменению трудного поведения» и др. Окончила филологический факультет Ташкентского университета, Институт психоанализа (психологическое консультирование), Институт семейной и групповой психотерапии (психодрама). В 2012 году открыла Институт развития семейного устройства, цель работы которого обеспечить детям возможность жить в любящей семье – своей или приемной.

Плейлист героини смотрите на канале МЫSLI по ссылке.

______________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в «Дзене», впереди много интересных мыслей.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

· Facebook

· ВКонтакте

· Instagram