Расстройства аутистического спектра (РАС) – уязвимость к нарушениям развития мозга. Это очень ёмкая и ясная формулировка: видно, что есть как генетическая предрасположенность к ним, так и зависимость от многих других факторов.
Установлено, что у детей, имеющих родственников с РАС, вероятность развития расстройств крайне высока. На пути к выяснению биологических механизмов, лежащих в основе аутизма, стоит ответить на вопрос “По какой причине (вследствие изменений работы каких механизмов) риск проявлений РАС у детей с аутистичными родственниками так высок?”. Проще говоря, надо отследить, что в их организме работает не так, обуславливая ту самую уязвимость.
Да, вариантов очень много. Однако ясно, на какие стоит обратить пристальное внимание.
Исследование
У грызунов, имеющих риск развития РАС, с самого раннего возраста фиксируются отклонения в работе мозга: изменения работы синапсов и нервной активности. В том числе рост спонтанной синхронной активности в возрасте, соответствующем человеческому возрасту новорожденного. Поначалу в отделах первичной сенсорной коры, а позже и в более высоко организованных областях вроде лобных долей. Считается, что в мозге спонтанная синхронная активность обеспечивает формирование хорошо работающих нейронных сетей. Логично, что её нарушения могут повлечь за собой тяжёлые “неполадки” работы нервной системы.
Разнящиеся данные о различных нарушениях работы мозга уже получены от людей с аутизмом, но у каждого своя среда, которая по-своему влияет на развитие РАС – это объясняет противоречивость данных, но не раскрывает биологический механизм, служащий некоторой первопричиной, общей точкой, от которой пути расходятся в разные стороны.
Поэтому новый этап решения проблемы – сбор данных о работе мозга новорожденных детей с высоким риском развития РАС – пока успело повлиять минимальной число факторов.
Для этого использовали фМРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию) с высоким разрешением по времени и различные вычислительные анализы.еред рассмотрением полученных МРТ-снимков учёные отбраковали очень многие, в которых обнаружили опасные для точности данных артефакты, появившиеся из-за движений во время съёмки.
Перед рассмотрением полученных МРТ-снимков учёные отбраковали очень многие, в которых обнаружили опасные для точности данных артефакты, появившиеся из-за движений во время съёмки.
Результаты
- В этом раннем возрасте не было установлено значимой разницы в развитии длинных функциональных связей (разных отделов головного мозга друг с другом) между младенцами с высоким риском развития РАС и младенцами без РАС в семейном анамнезе.
- Активность локальных функциональных связей у детей с высоким рисом развития аутизма была в среднем выше, хоть и варьировалась очень сильно. Это и есть различие, которое хотели найти авторы.
Здесь можно предположить, что у детей из группы с высоким риском, у которых локальные связи активней, РАС разовьются наверняка. Это логично, потому что самые ранние особенности поведения, по которым можно выявить аутизм – сенсорные (некоторые регионы с повышенной локальной активностью – сенсорные). Различные отклонения, связанные с нарушением работы областей мозга более высокого порядка, проявляются позже.
И авторы статьи, конечно, хотят проверить такую гипотезу. Но это исследование было не про диагностику, а про выявление биологических механизмов. Поэтому авторы продолжат исследовать детей в течение следующих лет. Будет интересно взглянуть на результаты.
Наша статья про то, как качество МРТ влияет на выводы учёных.
Рассказал Александр Хазанов
Статья-источник
Ciarrusta, Judit, et al. "Emerging functional connectivity differences in newborn infants vulnerable to autism spectrum disorders." Translational Psychiatry 10.1 (2020): 1-10.