Найти тему
Слово о душе

Два аспекта детской избалованности

Оглавление

Поколение детей, привыкших получать вознаграждение за простейшие вещи, например, за то, что ребенок умылся, расчесался, доел обед, убрал свои вещи, сделал уроки, присмотрел за младшим братом или сестрой, появилось в 90-е годы 20 века. То, что было обязанностью ребенка 50-х, 60-х, 70-х годов, превратилось в предмет манипуляции «я это сделаю, если ты мне купишь/подаришь/разрешишь то-то и то-то».

Дети начала 21 века демонстрируют чрезмерно завышенные требования к окружающим. Они живут с чувством своей исключительности. Чувства ответственности и уровень самостоятельности у этих детей на небывало низком уровне. Никогда еще дети не были так беспомощны в бытовых вопросах, как в начале 21 века. И все это – на фоне полного бытового благополучия. Когда не нужно брать воду в колодце, стирать белье в корыте, топить печку дровами.

Как детская избалованность влияет на родителей?

Родители чувствуют себя обязанными проложить ребенку дорогу к успеху, достатку, хорошей жизни. Ответ на вопрос «хорошая ли я мать» или «хороший ли я отец» зависит от того, насколько родитель быстро и точно исполняет прихоти своего чада. Родители вынуждены брать кредиты на телефоны, планшеты, игровые приставки, чтобы их ребенок не обиделся и не чувствовал себя несчастным и обиженным. Родители покупают сладости или игрушки, которые не планировали покупать, лишь бы ребенок без истерики вышел из магазина. Положиться на своего ребенка родители не могут. Они живут с ощущением, что рядом с ними вечный младенец.

Но избалованность детей негативно сказывается не только на их родителях. От нее страдают сами дети, только это поначалу не так очевидно.

Как детская избалованность влияет на родителей?

Избалованный ребенок живет несбыточными мечтами. Ему не о чем мечтать, потому что все у него есть. Но мечтать человеку необходимо, это работа его воображения, потребность его души. И тогда избалованный ребенок мечтает о том, что объективно не может быть достигнуто.

Избалованные дети горды. Но их гордость совсем другого сорта. Это и не гордость вовсе, а гордыня.

Разница между этими понятиями такова. Гордость опирается на чувство радости и удовольствия. Человек доволен собой, тем, как он проявил себя, какие достижений достиг. Взрослому, выросшему из избалованного ребенка, гордость незнакома. Он не умеет достигать высоких целей, выполнять сложную работу, мобилизовать все силы, чтобы по окончании какой-то работы сказать себе: «Я это смог».

Гордыня в своей основе имеет нездоровый эгоизм, самолюбование, презрение к окружающим. Не имея навыка удовлетворять потребность в созидании и, как следствие, повода собой гордиться, человек радуется чужим неуспехам и упивается своей гордыней, говоря себе: «Они не смогли». Гордыня у взрослого – признак избалованности его в период детства.

Избалованность лишает детей жить полной жизнью. избалованные дети, которым нечего хотеть, не о чем мечтать, не имеют развитого воображения, упорства, у них нет стремлений. Зато у них в избытке уверенности в том, жизнь им должна и окружающие тоже, что для получения желаемого достаточно только хотеть и транслировать миру свое желание. Прилагать усилия совершенно не нужно.

Избалованные дети вырастают в инфантильных взрослых. И на жизненном пути из подстерегают разочарования, отчаяния и депрессии. Ведь жизнь идет своим чередом, а не вращается вокруг них. Пережить это трудно. не все справляются с этим открытием.

С инфантильными взрослыми трудно жить. Они ищут «мамочку» или «папочку, которые решат их проблемы. Партнер их рано или поздно устает и уходит, оставляя бывшего избалованного ребенка наедине с его эгоизмом и беспомощностью.

***

Если же ребенок умеет быть ответственным, участвовать в делах семьи, делиться с членами семьи чем-либо, трудиться, благодарить родителей, то им будет куда проще научиться быть взрослыми. Дети, умеющие все это, более приспособлены к самостоятельной жизни, более подготовлены к возможным испытаниям и более устойчивы перед лицом различных неурядиц.

Неизбалованные дети изобретают сами, а не ждут готовых моделей; берут на себя ответственность, а не ждут маму, папу, покровителя или волшебника; отличаются упорством и способны добиваться поставленных целей. При этом они не считают себя ни лучше, ни хуже других.