Найти тему
Музыкальный экспресс

Рассказы о тайне и воображении. The Alan Parsons Project - ''Tales Of Mystery And Imagination'', 1976

"Ты пророк", - вскричал я, "вещий! Птица ты иль дух зловещий,

Этим Небом, что над нами - Богом скрытым навсегда -

Заклинаю, умоляя, мне сказать, - в пределах Рая

Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,

Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?"

Каркнул Ворон: "Никогда"."

/"Ворон" Э. А. По./

Алан Парсонс и Эрик Вулфсон - ещё один дуэт, навсегда вписавший себя в историю прогрессивной рок-музыки. Но, на этот раз, это не просто связка поэт - композитор: оба они обладали множеством разнообразных талантов, которые успели проявить до их исторической встречи, состоявшейся в кафе Abbey Road Studios летом 1974 года.

Начнём, пожалуй, с Алана Парсонса, который дал своё имя новому проекту - The Alan Parsons Project. Он родился в 1948 году в семье музыкального теоретика Дениса Парсонса (издавшего в 1975 году книгу "Справочник мелодий и музыкальных тем", в которой предложил собственное изобретение, так называемый "Код Парсонса для мелодических контуров", представляющий собой простую нотацию, используемую для идентификации музыкального произведения через мелодические движения - движения высоты тона вверх и вниз). Надо полагать, обстановка в семье всячески способствовала развитию музыкальных талантов будущего композитора.

Аллан Парсонс
Аллан Парсонс

Трудно сказать, где он всему этому научился, но Алан Парсонс считается выдающимся вокалистом, клавишником, бас-гитаристом , гитаристом и флейтистом.

Но, как оказалось, Алан Парсонс, помимо музыки, имел способности к электронике, и в возрасте 18 лет, в октябре 1968 года, устроился помощником звукорежиссёра в Abbey Road Studios. Там ему посчастливилось работать с Джеффом Эмериком над альбомом The Beatles "Abbey Road" в 1969 году. А уже в 1973 году, через какие-то четыре года работы на студии (где он сотрудничал с другими, чуть менее известными группами), Парсонс, как ведущий звукорежиссёр, записал альбом "The Dark Side of the Moon" Pink Floyd, (который по версии журнала Rolling Stone является лучшим прог- альбомом всех времён), и был номинирован на премию Грэмми "За лучшую технику записи альбома".

Эрик Вулфсон родился в еврейской семье, в г. Глазго (Шотландия), в 1945 году. Считается, что интерес к музыке ему привил дядя (о котором мало что известно). Любопытно, что на пианино Эрик научился играть самостоятельно, причём настолько хорошо, что приехав в Лондон в 1963 году, нашёл себе работу сессионного пианиста.

Эрик Вулфсон
Эрик Вулфсон

Через некоторое время музыкальный продюсер The Rolling Stones, Эндрю Олдхэм, нанял его в качестве автора песен. В течение следующих лет Вулфсон писал песни для таких артистов, как Марианна Фейтфул, Фрэнк Айфилд, Джо Дассен, The Tremeloes, Мари (французская певица), Marmalade, Дейв Берри, Питер Нун и др.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов Вулфсон был независимым продюсером нескольких звукозаписывающих компаний и работал с такими артистами, как Dave Berry, The Equals, The Tremeloes и, в 1973 году, Darren Burn.

Алан Парсонс предложил Эрику Вулфсону объединить усилия, и стать менеджером его звукорежиссёрских проектов, на что Эрик ответил согласием. Вместе они работали с группами Pilot, Cockney Rebel, Ambrosia и The Hollies, а также исполнителями Джоном Майлзом, Стивом Харли и Элом Стюартом.

Любопытно, что идея альбома ''Tales Of Mystery And Imagination'', о котором пойдёт речь далее, принадлежит Эрику Вулфсону. Таким образом, именно его, а не Алана Парсонса, можно фактически считать отцом-основателем группы The Alan Parsons Project! Он взял на себя функции композитора и автора текстов песен, вошедших в альбом, а так же вопросов, касающихся непосредственно музыки.

Алан Парсонс, в свою очередь, занялся созданием общей концепции альбома, аранжировкой, записью и сведением альбома, а так же его продвижением. В то же время, он отмечен и как композитор.

В 1975 году был подписан контракт со студией 20th Century Fox Records, и работа пошла. В качестве музыкантов были приглашены люди, ранее плодотворно сотрудничавшие с Парсонсом: коллективы Pilot и Cockney Rebel, Джон Майлз, Эндрю Пауэлл и другие известные музыканты, общим числом около 30 человек! И это не считая хора мальчиков из школы г. Вестминстера.

В концептуальном плане альбом построен на некоторых произведениях Эдгара Аллана По (1809 - 1849) гг., автора страшных и мистических рассказов, а так же знаменитого стихотворения "Ворон".

Эдгар Аллан По
Эдгар Аллан По

"В „Вороне“ По изобразил отчаяние, бесконечно возрастающее, сгущающееся до предметного своего воплощения в чёрном вороне с кличкой „Nevermore“. Это - отчаяние, анализирующее само себя, доводящее себя до предельного самоуглубления. „Никогда“, кажущееся сначала только словом, шуткой, недоразумением, превращается в неотвратимый ужас, в приговор рока. Герой проходит все стадии печали, начиная от упоения своей тоской, чтобы - как это большей частью бывает у По - кончить полным и беспросветным отчаянием".

Т. И. Сильман

"Слово „Nevermore“ производило на читателей столь сильное впечатление потому, что в контексте стихотворения имело смысл ужасный и по тем временам крамольный. Оно „отменяло“ потусторонний мир и идею бессмертия души."

Ковалёв Ю. В. "Эдгар По. Новеллист и поэт."

В общем, в этом замечательном альбоме говорится о вещах жутких, таинственных и страшных, о тоске, отчаянии и тёмных знамениях. Этакая неоготика. При этом, музыка довольно светлая, очень характерная и для последующих альбомов группы, создаёт определённый контраст.

В 1987 году Парсонс полностью сделал ремикс альбома, включая дополнительные гитарные пассажи и повествование (Орсон Уэллс), а также обновил стиль продюсирования, включив в него тяжелую реверберацию и звук малого барабана с закрытой реверберацией, который был популярен в 1980-х. На компакт-диске отмечается, что Уэллс никогда не встречался с Парсонсом или Эриком Вулфсоном, но послал им кассету с записью этого выступления вскоре после выпуска альбома в 1976 году.

1. "A Dream Within a Dream" - инструментальный пролог, названный как поэма Эдгара По "Сон во сне" (1849). Любопытно, что на CD издании 1987 года на него был наложен голос Орсона Уэллса, американского кинорежиссёра, актёра и сценариста, который рассказывает о Эдгаре По. На оригинальной пластинке 1976 года этого нет.

2. "The Raven" - очень упрощённый пересказ стихотворения Эдгара По "Ворон" (1845). Трек знаменит тем, что на нём, помимо прочего, мы впервые слышим голос самого Алана Парсонса, правда пропущенный через вокодер. Это хороший трек, сочетающий чистый вокал Леонарда Уайтинга , потрясающее гитарное соло, хор и оркестр.

3. "The Tell-Tale Heart" - Основана на рассказе "Сердце-обличитель" Эдгара По (1843), который стал классикой готического жанра в литературе. Энергичный трек, с пульсирующим ритм-н-блюзовым ритмом, хард-роковой гитарой и экстатичным вокалом. Во второй части музыка меняется на чрезвычайно характерную для The Alan Parsons Project "псевдосредневековую" оркестровую тему, затем идёт повтор первой части.

4. "The Cask of Amontillado" - Основана на "страшном" рассказе "Бочонок амонтильядо" Эдгара По (1846). Красивая, мелодичная баллада, чем-то напоминающая музыку The Beatles, местами усиленная мощной оркестровой аранжировкой.

5. "(The System Of) Dr. Tarr and Professor Fether" - Основана на юмористическом рассказе Эдгара По "Система доктора Смоля и профессора Перро"(1845). Красивая поп-композиция в стиле группы Supertramp.

6. "The Fall of the House of Usher" - Инструментальная композиция, состоящая из пяти частей. Основана на одноименном рассказе «Падение дома Ашеров» Эдгара По, содержит инструментальное переложение этого рассказа. Первая часть (прелюдия) использует мотив из одноименной оперы французского композитора Клода Дебюсси. Все это звучит как саундтрек к высококачественному фильму ужасов:

"Prelude"

"Arriva"

"Intermezzo"

"Pavane"

"Fall"

7. "To One in Paradise" - Основана на одноименном стихотворении Эдгара По (1833). Ещё одна баллада, отсылающая сразу к музыке The Beatles и Pink Floyd.

Альбом ''Tales Of Mystery And Imagination'' - это, безусловно, выдающееся явление в мире прогрессивного рока, и, вероятно, лучший альбом группы The Alan Parsons Project. К великому сожалению, последующие творения Алана Парсонса и Эрика Вулфсона становились всё более и более простыми, и тяготели скорее к поп-музыке, чем к прог-року, тем не менее не переходя определённую грань.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе The Alan Parsons Project вы можете прочитать у меня здесь:

''I Robot'', 1977

''Pyramid'', 1978

''Eve'', 1979

''The Turn of a Friendly Card'', 1980

"Eye In The Sky", 1982

''Ammonia Avenue'', 1984