Многовековая русская традиционная культура - чрезвычайно богатая по своему объему и содержанию. Издревле, необъятные просторы Руси славились своими умельцами и мастерами. Уходя своими корнями в создание повседневных бытовых предметов, ремесленники дали начало и крепкую основу многим широко известным промыслам. Большинство из них возникли столетия назад, но не потеряли себя во времени, а только - наоборот. Впитали в себя всю самобытность народного традиционного искусства, которое не отделить от этнографической среды. Русские народные промыслы обрели свое хорошо узнаваемое лицо. Стали популярными и востребованными артелями высококвалифицированных мастеров, имеющие свои школы, и их известность шагнула далеко за пределы нашей страны.
Под народным искусством понимают:
- Крестьянское творчество (18 - нач. 20 вв.)
- Искусство городских и рабочих слоев (19 в.)
Отличительные особенности народного искусства:
- Каждое изделие неповторимо. Декор тесно связан с формой, функцией изделия
- Коллективный характер
- Вариативность в творчестве мастера
- С точки зрения мастерства - выполнено непрофессионально
Русские народные промыслы - это наше бесценное культурно-историческое наследие. Это великое множество произведений искусства, многообразие видов художественного мастерства, которое может озадачить даже взрослого человека, что же говорить о детях!
Я остановилась на традиционной ручной росписи подносов деревни Жостово, Московской области. Главная отличительная особенность подносов из Жостово - удивительный контраст: яркие цветы на черном фоне. Именно благодаря этой черте, ручная роспись зачаровывает, приковывает взгляд. Это также, безусловно вызовет живой интерес у детей.
Должна заметить, что при подготовке материала, посещала официальный сайт Жостовских подносов. Непривычно видеть подносы, выполненные на белом фоне. Или пронзительный синий кобальт. Сложился определенный стереотип, ожидание техники исполнения, готовность увидеть привычный темный фон: черного, бордового, изумрудного цвета. Это замечательно, что мастера давно сложившегося промысла, при сохранении своих традиций, смотрят вперед и развиваются: обогащают устоявшиеся традиции новым подходом в художественном росписи.
Основной мотив росписи - пышный цветочный букет (как правило, расположенный строго по центру), отличающихся по размеру и цвету.
Для детей рисование цветов - обыденно. Этим их не удивишь. А если эти цветы сделать при помощи пластилина?! Сама цветочная тематика с круглыми крупными соцветиями напрашивается на декоративно-прикладной подход. Для детей полезно давить, катать, мять пластичную массу. Пальчиками растирать пластилин, пусть цвета плавно перетекают друг в друга. Это смотрится очень эффектно! Проявляйте фантазию и изобретательность: выполняя крупные цветы, лепестки можно загнуть внутрь (как розово-лиловый цветок); изменить ракурс и технику выполнения - повернуть цветок в полуоборота (оранжево-красный цветок).
Пластилин нужен мягкий, восковой. Именно восковой пластилин отличает чистые насыщенные цвета. С брусками в виде тонких палочек, которые бывают упакованными в прозрачный пластик.
Основу-подложку выполнили из гофрокартона, оклеенного черной матовой бумагой. Из минусов можно назвать: 1. риск продавить картон при сильном нажатии 2. сложно вырезать гофру по окружности.
Первоначально у директора развивающего центра была идея с тонированными деревянными плакетками, тонко выструганными дощечками. Ценник оказался немаленький. Отказались от этого. Гофра дает тот объем, высоту, что так хотелось бы получить.
Пусть сокровищница славянского народа, в лице народного искусства -откроется всей своей пышной сказочной красотой! Обогатит и наполнит Вас чем-то новым, вечным и прекрасным!