Найти тему
Culture&Politics

Дайте мне лабораторию, и я переверну мир. Б. Латур. COVID-19 versus Сибирская язва.

На сегодняшний день нет таких сфер жизнедеятельности человека, на которые бы не оказала влияние пандемия коронавируса. Невидимый микроорганизм уже изменил паттерны социального взаимодействия, пошатнув представления об устойчивом status quo в обществе, и грозит обрушением глобальной экономики и перекройкой политических режимов в будущем. Так, есть основания полагать, что миры до и после локдауна – два разных мира. Вирус сегодня представляет собой не просто факт микробиологии, но предмет социологического анализа. Исследованиями по социологии научного знания уже давно занимаются STS-исследования (Science and Technology Studies). В этой связи наиболее интересным представляется анализ, проделанный Б. Латуром в статье «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир», который указывает на тот факт, что мир был превращен в глобальную лабораторию, начиная с открытия микроорганизмов Луи Пастером в конце 19 века.

Изменение реальности всегда происходит незаметно, на сегодня пандемия показала, что мы уже давно живем в лаборатории, воспринимая данный факт как само собой разумеющееся. Тем не менее, несмотря на то, что едва ли кто-то сейчас задумывается о том, как в наш обиход вошли категории микробиологии, в которых описывается событие пандемии, необходимо все же понимать как работает механизм «конструирования болезни».

Так, современные STS-исследования рассматривают научный факт как результат научного конструирования, иными словами, при определении понятия факта мы должны помнить то, что ученые никогда не описывают реальность, они ее создают. Статья Латура, в свою очередь, рассматривает «открытие» микробов Луи Пастером как такого рода факт, сконструированный в лабораторных исследованиях. Луи Пастер является основателем микробиологии, он изучал случаи заражения сибирской язвой скотом, в результате чего пришел к выводу, что возбудителем болезни являются микроорганизмы; Луи Пастер заложил научные основы вакцинации – до Пастера вакцинной называлась прививка слабой формы оспы –, поставив также производство вакцин (для скота) на промышленные рельсы. Б. Латур оправданно задается вопросом о том, существовали ли микробы до «открытия» Пастера, и отвечает, что Пастер не открыл микробы, Пастер их «создал» – микроб является объектом, сконструированным лабораторными средствами внутри микробиологии. Однако, в своем анализе Латур идет еще дальше, утверждая, что лаборатория становится значимым социальным институтом именно со времен Пастера, а именно он пишет:

Не забывайте, что сибирская язва, как я говорил, была «ужасным» заболеванием. Говоря это, я слышу, как мои друзья этнометодологи подскакивают в своих креслах и кричат, что аналитик не может говорить о том, что «заболевание ужасно» или что «французское сельское хозяйство» существует, поскольку все это лишь социальные конструкции. Это действительно так. А теперь обратите внимание на то, как группа Пастера использует эти конструкции в своих целях и на благо Франции. Эксперимент в Пуйи ле Фор был инсценировкой, направленной на убеждение инвесторов (вложивших как свой интерес, так и со временем деньги) в том, что сделанный Пастером перевод можно рассматривать как честную сделку. «Если вы хотите разрешить свою проблему сибирской язвы, обращайтесь за помощью к моей микробиологии». Но после Пуйи ле Фор все убеждены в том, что перевод выглядит так: «Если вы хотите спасти своих животных от сибирской язвы, заказывайте флакон с вакциной в лаборатории Пастера, Эколь Нормаль, Рю д’Ульм, Париж». Иными словами, если вы принимаете ограниченный ряд лабораторных практик (дезинфекцию, чистоту, консервацию, прививание, временные сроки и регистрацию), то вы можете использовать продукт, производимый в лаборатории Пастера, на любой французской ферме. То, что изначально было попыткой лабораторного ученого привлечь к себе интерес, теперь расширяется через сеть, похожую на коммерческую круговую схему (за тем исключением, что Пастер рассылает вакцину бесплатно), с помощью которой продукт лаборатории распространяется по всей Франции. Но является ли «вся Франция» социальной конструкцией? Безусловно, да. Это конструкция, создаваемая институтами по сбору статистики. Статистика — одна из главных наук девятнадцатого века, и именно ее «Пастер» (теперь общее название многочисленных последователей Пастера) собирается использовать для наблюдения за распространением вакцины и для убеждения все еще неуверенной публики в ее эффективности.

И далее:

Сокращение вспышек сибирской язвы в тех районах, где была распространена вакцина, можно наблюдать на подробных картах и диаграммах, отражающих всю бюрократически разделенную Францию. Подобно экспериментаторам в лаборатории Пастера, статистики во всех ведомствах сельскохозяйственных институтов видят на диаграммах направленные вниз кривые и объясняют это как спад сибирской язвы. Несколько лет спустя, распространение вакцины, произведенной в лаборатории Пастера, по всем фермам было зарегистрировано статистикой как причина спада сибирской язвы. Без институтов статистики было бы совершенно невозможно определить не только пользу от вакцины, но и существование самого заболевания. Мы вернулись к тому, с чего начали. Французское общество было трансформировано в некоторых важных аспектах через корректировку, сделанную несколькими лабораториями.

Сам факт существования такого явления как сибирская язва, таким образом, является ни чем иным как «социальным конструктом», зафиксированным определёнными социальными институтами: сначала ветеринарными организациями, затем лабораторными исследованиями; равно как «эффективность вакцины» является конструктом, созданным при помощи определенного инструмента – статистики. Оснащенная лаборатория становится отныне местом выявления и фиксации микробов. Так согласно Латуру микроб становится полноценным, но невидимым «агентом социальных отношений»:

Стратегия Института Пастера, который всегда ставил себя таким образом, чтобы через его лаборатории проходили все коммерческие, колониальные и медицинские интересы, направленные на приобретение технологий, методов, продукции и инструментов диагностики, необходимых для развития соответствующих устремлений. Лаборатории устанавливались повсюду: в окопах на передовой во время первой мировой войны; в тропических лесах для сохранения жизни белых колонизаторов и их солдат; в хирургических покоях, ранее используемых в качестве ученических аудиторий (Salomon" Bayet, 1982); на заводах пищевой промышленности; в маленьких кабинетах врачей общей практики; на фермах и т. д. Дайте нам лаборатории, и мы сделаем возможной мировую войну без инфекции, мы сделаем тропические страны доступными для колонизации, мы обеспечим здоровье французской армии, мы увеличим численность и силу населения, мы создадим новые индустрии. Даже слепой и глухой аналитик не будет оспаривать тот факт, что подобные заявления являются «социальными» процессами, но только при условии, что лаборатории рассматриваются как места, в которых обновляются и трансформируются общество и политика.

Потенциал тезиса о том, что лаборатории представляют собой «места, в которых трансформируется общество и политика», в частности, показала пандемия коронавируса, которая грозит далеко обойти последствия трансформации социальных институтов в результате промышленного производства вакцин против сибирской язвы. Мы уже давно наблюдаем как мир превращается в глобальную лабораторию. Каждый день обновлённые статистики по мировой пандемии направляются в исследовательские институты разных стран, искусственный интеллект осуществляет аналитику динамики распространения вируса и делает прогнозы, ученые разных государств проводят исследования в поисках заветной вакцины, каждый день появляются и опровергаются новые «факты» о новом вирусе, а диаграммы, в буквальном смысле визуализирующие угрозу, сегодня не читает разве что ленивый; тем временем, однако, в мире происходят необратимые процессы экономического и политического преобразования.

Ссылка на статью Б. Латура: "Дайте мне лабораторию, и я переверну мир"

#наука и образование #коронавирус #covid-19 #социология #исследования