Битву на Пелленорских полях правильнее было бы назвать сражением за Гондор. В чём-то она очень похожа на битву за Москву во время Великой Отечественной войны — и по масштабам, и по роли в войне. А главное, в обоих случаях речь идёт о сражении на подступах к столице. И цель та же: нужно остановить натиск врага, рвущегося к сердцу страны.
Основу гондорской армии в этой битве составлял столичный гарнизон. В Минас-Тирите насчитывалось около 5 тысяч воинов, непосредственно перед битвой подошли подкрепления из гондорских провинций:
— 200 человек из Лоссарнаха, которых привёл лорд Форлунг.
— 300 из Ринго во главе с лордом Дерворином.
— 500 лучников из Мортонда. Ими командовали Дуинхир и два его сына.
— Неизвестное количество солдат из Анфаласа («длинная очередь людей ... скудно экипированных»), возглавляемых лордом Голасгилом.
— Немного солдат из Ламедона («несколько мрачных горцев без капитана»).
— Чуть больше ста человек из Этира.
— Три сотни воинов из Пиннат Гелин во главе с лордом Хирлуином.
— Из Дол Амрота лорд Имрахиль привёл «роту рыцарей и 700 вооружённых людей».
В общей сложности, численность всех подкреплений составляла менее трёх тысяч воинов.
Кроме того, у гондорцев были остатки армии, защищавшей Осгилиат — около тысячи солдат во главе с Фарамиром, личный эскорт короля Теодена (21 человек) и отряд бродяжников Севера (тоже около 20 человек). Непосредственно в ходе сражения подошла рохирримская конница в количестве 6 тыс. всадников и неизвестное число верных Гондору южан, приплывших на кораблях вместе с Арагорном. Общая оценка численности всех сил, выступавших на стороне Гондора — около 15 тысяч бойцов.
Отдельно нужно сказать про Армию Мёртвых, они же Мертвецы Дунхарроу (в английском оригинале «Dead Men of Dunharrow»). Это жители Белых гор, в XXXIV веке Второй эпохи присягнувшие на верность Исилдуру, правителю Гондора. Через сто лет Исилдур призвал их на войну с Сауроном, но они отказались идти воевать. Тогда Исилдур проклял этот народ, сказав их правителю: «Ты будешь последним королём. И если Запад окажется могущественней твоего Чёрного Властелина, это проклятие я накладываю на тебя и твой народ: не знать покоя до тех пор, пока ваша клятва не будет выполнена. Эта война будет продолжаться многие годы, и вас призовут ещё раз, прежде чем она закончится».
Жители Дунхарроу укрылись в горных пещерах и там постепенно вымерли, но не обрели покой, став призраками. Освободить их мог лишь истинный наследник гондорского престола, потомок Исилдура. В 3019 году Третьей Эпохи Арагорн прошёл Тропами Мёртвых, собрал у Камня Эреха призрачное воинство и произнёс такую речь: «Настал ваш час! Вы последуете за мною в Пеларгир на Андуине, и когда тот край будет избавлен от слуг Саурона, я сниму с вас заклятие, и вы обретете покой навечно. Ибо я — Элессар, наследник великого короля Гондора Исилдура». Призраки пошли за Арагорном. Когда пираты Умбара увидели армию мертвецов, их охватил ужас и они в панике бежали.
После чего вожак призраков потребовал от Арагорна отпустить их, поскольку они выполнили клятву и помогли правителю Гондора в бою. Арагорн мог бы потребовать от них дальнейшего участия в войне, но он поступил благородно и отпустил их, после чего призраки исчезли. В фильме Джексона «Властелин Колец: Возвращение Короля» призраки следуют за Арагорном на кораблях до Минас-Тирита и принимают участие в битве на Пелленорских полях, но у Толкиена такого не было.
А кто противостоял гондорцам? Саурон давно готовился к этой войне и собрал перед битвой огромные армии. Во-первых, орочьи войска из Минас-Моргула. Во-вторых, мордорская армия, выдвигавшаяся от Чёрных Врат, тоже состоявшая в основном из орков. В третьих, истерлинги и орки армии, захватившей Анориэн и после этого направившейся к Гондору. Но кроме орков и небольшого количества троллей, на стороне Мордора сражались и люди. В их числе пираты Умбара и армия из Харада. Харадрим привели с собой боевых мумаков, впечатляюще показанных в фильме Джексона. Всего в армиях Саурона в этой битве было более 45 тысяч бойцов, то есть втрое больше, чем все силы Гондора, вместе взятые.