Пандемия угрожает конституционному голосованию, и сохранение национальной валюты не является необходимым
Банк России сегодня уменьшил валютные интервенции в поддержку рубля с 275 миллионов до 50 миллионов долларов в день. Об этом 8 мая сообщает РИА Новости.
Эксперты предупреждают: во 2й половине мая у рубля будут проблемы. Ожидается дальнейшее снижение Brent и WTI. В этом случае инвесторы снова начнут выбрасывать рублевые активы, и вопрос о том, вернутся ли финансовые власти Российской Федерации на прежний уровень поддержки рубля, - большой вопрос.
Причиной снижения валютных интервенций стал рост цен на нефть. 5 мая после трехнедельного перерыва цена ближайшего фьючерсного контракта Brent выросла до 30,73 доллара за баррель - самое высокое значение с 9 апреля. На спотовом рынке цена на Brent выросла до 20,3 доллара за баррель. В то же время цена на российскую нефть с Урала достигла 24,2 доллара за баррель - самое высокое значение со второй декады марта.
Цены выросли на фоне новостей из Европы об отмене ограничений, введенных COVID-19. Таким образом, в Италии были сняты ограничения на передвижение жителей, в результате чего более 4 миллионов человек смогли возобновить работу. Правительство Финляндии приняло аналогичное решение. Инвесторы теперь надеются, что экономическая активность в мире будет постепенно восстанавливаться, а вместе с этим и спрос на нефть.
С точки зрения финансовых властей Российской Федерации, цены на нефть напрямую влияют на объем валютных интервенций. Согласно бюджетному правилу, Центральный банк продает на финансовом рынке около 50 миллионов долларов в день с 7 апреля по 12 мая. Кроме того, по состоянию на 20 марта дополнительные валютные интервенции осуществляются за счет средств, полученных от продажи контрольного пакета акций Сбербанка (28 млрд долл. США). Результат составил около 275 миллионов долларов в день.
Центральный банк собирается вмешаться, если цены на российскую нефть с Урала упадут ниже 25 долларов за баррель. 5 мая цена превысила это значение. Это означает, что с 6 мая применяется только бюджетное правило - не более 50 миллионов долларов.
Теоретически это может привести к некоторому обесценению рубля. Но главный негативный фактор еще впереди. Аналитики единодушны: рост нефти не продлится долго.
Мировой спрос на нефть остается на рекордно низком уровне. Bloomberg со ссылкой на министра нефти страны сообщил, что в Индии истощены хранилища нефти со свободной поверхностью, включая хранилища на нефтеперерабатывающих заводах и трубопроводах. Но Индия является третьим по величине в мире потребителем нефти. Страна импортирует до 80% сырья, что является крупнейшим расходом страны.
В США складские запасы за неделю, заканчивающуюся 2 мая, пополнились на 4,6 млн. Баррелей до 532,2 млн. Увеличение составило 0,9%, согласно обзору Управления энергетической информации Министерства энергетики США. В то же время добыча нефти в Америке за неделю, по данным министерства, снизилась на 200 тысяч баррелей до 11,9 миллиона баррелей в сутки.
По оценкам Goldman Sachs, к середине мая спрос упадет на 18 миллионов баррелей в день. Исходя из этого, Goldman Sachs ожидает, что в ближайшие месяцы цены на нефть не только не вернутся к росту, но и серьезно снизятся: баррель Brent будет стоить около 20 долларов.
И тогда у Кремля возникнет политический вопрос: поддерживать ли рубль с таким же усердием или воспользоваться возможностью ослабить национальную валюту. На данный момент финансовые власти могут реально выбрать диапазон, в котором будет удерживаться рубль. Но такая поддержка обходится дорого - даже текущий курс рубля, по мнению экспертов, переоценен с точки зрения платежного баланса и профицита торгового баланса.
Поэтому вполне возможно, что новый обвал нефти позволит российскому правительству постепенно девальвировать рубль. И в то же время сохранить лицо - списать на невозможность валютного вмешательства в условиях пандемии.
- Правительство уже обсуждает вопрос о приостановлении бюджетного правила - первый вице-премьер, а нынешний - сторонник этой меры. Премьер-министр Андрей Белоусов ", - заявил Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов России. - Эта мера обсуждается не из-за курса рубля, а из-за того, что бюджетное правило не позволяет тратить деньги, кроме как для компенсации недостающей передачи нефти и газа. И дефицит доходов бюджета РФ намного больше, чем этот трансферт.
Кроме того, правило бюджета также стало неактуальным. Там говорится, что на NWF было взято более 42,4 доллара за баррель в 2020 году. Цена на разрыв увеличивается каждый год, и в 2022 году она должна составить 44 доллара за баррель. Но все понимают: средняя цена на нефть в ближайшие годы вряд ли превысит этот предел.
С другой стороны, никто не снизит цену разрыва, скажем, до 30 долларов за баррель. В сложившейся ситуации в условиях нехватки денег это утонет в сумасшедшем доме.
Здесь следует выяснить: российские власти не заинтересованы в поддержании рубля. В противном случае, в дополнение к девальвации, они просто не смогут закрыть огромные бюджетные дыры, которые существуют в настоящее время. Это просто невозможно, у Кабмина нет других источников.
По предложению председателя правления банка ВТБ Андрея Костина, можно купить 6 трлн банков. рублей госдолга - но на самом деле это будет та же девальвация.
Сколько денег не хватает в бюджете?
- По последним данным, налоговые поступления в апреле упали на треть. Это исключает обычаи - также сильное сокращение. В целом, если мы возьмем консолидированный бюджет вместе с региональными бюджетами и различными фондами, мы говорим о дефиците 35-40%.
Надо сказать, что апрель не самый плохой месяц с точки зрения наполнения бюджета. В результате правительству, вероятно, придется найти как минимум 1 трлн. рублей в месяц - бери с нуля.
Пока у Кабмина есть резервы, есть возможность поддерживать курс национальной валюты на уровне 75 рублей / доллар. Но это явно не соответствует цене на нефть. И это не будет соответствовать, даже если, чудом, цена на нефть будет установлена на уровне около 30 долларов за баррель.
Это хорошо видно участникам рынка. Поэтому спекулятивный спрос на валюту - продукт, который предлагается на выгодных условиях - сейчас огромен.
Почему власти держат рубль?
- Это вопрос политической стабильности, на мой взгляд. Так называемая вторая часть бюджетного правила работает - власти заключили сделку со Сбербанком, и Центральный банк получил средства, включая иностранную валюту, на продажу, если цена нефти Ural упадет ниже 25 долларов за баррель.
Эта вторая часть правила, в отличие от первой, не является автоматической. Это служит поддержкой для курса рубля.
Однако, если власти увидят, что все совсем плохо, уловки с удержанием рубля станут невозможными. Я думаю, что Кремль блефует - пытается выиграть время для принятия решений, пытается сохранить старую реальность в маловероятном случае, когда цены на нефть вернутся в первую очередь.
Но я убежден, что приближается момент, когда нужно будет принять решение - необходимо будет адекватно снизить рубльк ситуации.
Почему вы думаете, что цена на нефть не восстановится?
- Я почти уверен, что нынешняя игра по увеличению нефти закончится быстро. Это было спровоцировано предыдущим обвалом, когда цена на нефть достигла отрицательных значений. Плюс надежды на ослабление карантинных ограничений в мире и соглашение ОПЕК +.
Фактически это псевдотранзакция - стороны сокращают только ту продукцию, которую они не могут уменьшить. Скажем, Россия не сократила экспорт нефти - она сократила производство за счет сокращения внутреннего потребления. Это произошло бы без какой-либо сделки с ОПЕК +. Другие страны делают то же самое: они продолжают сохранять прежние объемы экспорта и сокращают производство за счет внутреннего потребления. И вам нужно понять: если будет хоть малейшее разрешение цен, нефтяные компании будут продолжать добывать нефть в ожидании быстрого восстановления цен.
Это означает, что превышение предложения никуда не денется, вопрос в том, удастся ли вообще его реализовать. Таким образом, не соглашение с ОПЕК + меняет производственный фактор, а отсутствие складских помещений. Только этот фактор работает сейчас.
Кроме того, я считаю, что не будет увеличения потребления масла до прежних уровней. Некоторые из существующих ограничений будут сохраняться в течение очень долгого времени: все, что связано с туризмом, междугородними поездками и авиацией. Люди станут беднее, безработица в США и ЕС увеличится, привычки людей изменятся, многие из них перейдут на телеработу. В результате реальный уровень спроса на нефть будет падать вечно - не менее 10% от предыдущих максимумов.
В конце концов, российское правительство также знает об этом - что нефть не ожидается на уровне 35 долларов за баррель. И тогда курс рубля станет бессмысленным.
Девальвация около 100 рублей 1 $
- Кремль сдерживает этот шаг, я полагаю, что голосует за изменения в Конституции - эти планы еще не отвергнуты. Исходя из того, что голосование может состояться в июне-июле, мы можем сохранить рубль и сделать вид, что все проблемы решены.
Но ситуация меняется. В Москве эпидемия коронавируса, по словам мэра Сергея Собянина, только начинается. Похоже, что дело превращается в хроническое изменение - я уверен, что в ближайшие несколько дней мы будем вторыми в мире после США по частоте.
В этих условиях Кремль может вообще не иметь возможности голосовать летом. Тогда события могут разворачиваться быстро. Тогда власти будут плевать как на бюджетное правило, так и на валютные интервенции. Кроме того, будет четкое объяснение, что экономика нуждается в помощи - и это население будет воспринимать нормально
Другие прогнозы тут по материалам https://foreck.info/prognoz-usdrub