Коронавирус закрыл границы почти всех стран, посадив жителей на карантин. В России с 30 марта введен режим самоизоляции: закрыты все массовые скопления людей и наложены ограничения на малый и средний бизнес. 28 апреля глава государства объявил о продлении самоизоляции до 11 мая. Это значит, что все ограничения никак не ослабляются и не снимаются. Не рабочая неделя, объявленная в начале апреля затянулась до мая.
Возможно, для многих такие “каникулы” идут во благо: не надо ездить в офис, можно планировать свой день по собственному желанию. Однако встает вопрос о сохранении рабочего места, вопрос о выплате и получении заработной платы. Работодатели вынуждены искать где-то деньги на их выплату сотрудникам. Не каждый имеет огромный капитал, который мог бы спасти в такой ситуации. Как правило, все издержки предприятий заранее просчитаны и даже если предполагался кризис, но не такой затяжной. Поэтому эксперты предупреждают о массовом сокращении рабочих мест после снятия ограничительных мер - работодатели просто будут вынуждены прекратить свою деятельность. К примеру, за март число вакансий в индустрии красоты увеличилось на 41%, в автомобильном бизнесе на 40%, в сфере строительства на 28%. Это значит, что многие люди сейчас постепенно теряют работу.
Приведет ли это к массовой безработице? Вполне вероятно, что да. Несмотря на то, что многие сейчас работают удаленно, многие специалисты, деятельность которых невозможно выполнить заочно, лишились работы. К этим сферам относят туризм, индустрию красоты, гостиничный, автомобильный и ресторанный бизнес.
Сейчас многие люди переучиваются и уходят в смежные или совершенно другие области. В нынешней обстановке необходима активная трансформация под ситуацию. Повысился спрос в IT-сфере, в сфере страхования, в сфере маркетинга и пиара. В сфере науки и образования выросло число предложений удаленной работы в 23 раза.
Трансформация рынка труда неизбежна и все изменения останутся и после кризиса. По мнению ректора РАНХиГС Владимира Мау, “то, что эффективно работает в цифровом виде, вряд ли вернется в оффлайн, цифровизация ускорится во всех сферах жизни государства, бизнеса и общества - все, что можно перевести “в цифру”, будет переведено на такой формат в ближайшее время.”
Большинство магазинов переориентируются на онлайн-продажи, вместо очной формы обучения придет дистанционное - образовательные программы перейдут в виртуальный формат, преподаватели будут вынуждены осваивать новые методы обучения, ученики - новые каналы коммуникации друг с другом. Более того, многие музеи и театры уже начали соревноваться друг с другом в создании собственных виртуальных площадок в интернете.
Вполне вероятно, что постепенно в стране будут ослабляться меры ограничений и спад придется на начало лета. Однако невозможно будет игнорировать тот факт, что рынок труда никогда не станет прежним. Коронавирус запер нас дома и увел в онлайн, он показал всю ценность быстрой адаптации к ситуации на рынке. Когда опасность болезни ликвидируется, мы вернемся к обычному ритму жизни, однако уже в совершенно другие трансформированные условия.