Найти тему

Школа без уроков: такое возможно?

"Кто придумал эти уроки?!" - риторически восклицают многие школьники после очередной негативной ситуации, связанной с обучением. Будь то неудачный ответ на уроке или трудности с выполнением домашнего задания.

Так, может, действительно, всё дело в этих уроках? И если их отменить и придумать другую форму обучения, то снизится уровень стресса у школьников и повыситься их успеваемость? Попробуем разобраться.

Кто придумал уроки?

Классно-урочную систему изобрёл чешский педагог Я. А. Коменский. Случилось это в далёком 17-ом веке. Именно этот педагог предложил учеников собирать в один класс и учить один предмет в течение 45 минут. Сейчас по данной системе обучаются во всех школах мира.

Конечно, с начала появления и до сегодняшнего дня классно-урочная система претерпела множество изменений. Изменились возраст и количество детей в классе, содержание обучения, количество изучаемых предметов и т. д. Неизменными остались лишь основы системы:

- обучение в классе

- форма обучения - 45-ти минутный урок.

С момента открытия первых школ, действующих по данной системе, прошло уже более 300 лет. Пора подводить итоги.

Последствия классно-урочной системы

Открытие школ и обучение в классах позволило добиться практически всеобщей грамотности. По крайней мере в тех государствах, где есть школы, население умеет читать, считать и писать.

Кроме того, нахождение детей в школах всю первую половину дня (а в наши дни и до самого вечера) позволило задействовать взрослое население для работы на различных предприятиях. А это уже существенный вклад в экономику любой страны.

Уроки в советской школе
Уроки в советской школе

Но мне интересно другое. А на сколько за это время изменился сам человек? Развился ли его мозг? Стал ли он крепче физически? Повысился ли уровень культуры поведения? Ведь цель школьного образования - не только обучение счёту и письму, но и всестороннее развитие человека как личности.

Наверно, можно найти и посмотреть результаты исследования учёных или каких-либо социологических служб на эту тему (если такие исследования есть). Но, по-моему, достаточно пообщаться с людьми или даже просто понаблюдать за ними на улице, за детьми в школе и их родителями, послушать выступления наших политиков, чтобы понять: намного мы в решении данной проблемы не продвинулись.

Учёные даже высказывают мнение о том, что население деградирует. Они уверены, что большинство людей в обществе не способны что-то созидать, они могут только потреблять.

Жора-обжора
Жора-обжора

И что ж выходит, классно-урочная система, действительно, устарела и пора её заменить чем-то другим?

А ведь было и по-другому...

Давайте вспомним, что когда-то не было школ и не было уроков. Дети учились на дому индивидуально. Конечно, такое обучение было доступно не всем, а только богатой части населения. Однако, даже по художественным книгам, мы знаем, что такое обучение также не принесло каких-то сногсшибательных результатов.

В наше время есть репетиторы, которые также занимаются с детьми индивидуально. К ним обращаются за помощью в разъяснении школьных тем. Да, занятия с репетитором приносят положительные результаты, но чаще всего эти результаты кратковременны. Как только занятия прекращаются, проблемы возвращаются.

Практически индивидуально занимаются и дети, находящиеся на семейном обучении или на самообразовании. Однако, уровень образования большинства таких детей тоже не очень высок, несмотря на положительные оценки за экзамены.

И всё же эффективность индивидуальных занятий несомненна. При таких занятиях у ребёнка реже возникают стрессовые ситуации, лучше усваивается новый материал.

Индивидуальные занятия с репетитором приносят порой больше пользы, чем обучение в школе
Индивидуальные занятия с репетитором приносят порой больше пользы, чем обучение в школе

Обеспечение индивидуального подхода - это одна из задач и школьного обучения. Однако, выполнить эту задачу в условиях школы физически невозможно! Вернее, можно выполнить чисто формально. Например, раздать ученикам на одном из уроков индивидуальные карточки или на переменке спросить у ребёнка стихотворение наизусть. Но, согласитесь, что эти действия мало повлияют на повышение уровня образования конкретного ребёнка.

Так что же делать? Как обеспечить качественное образование? Что нужно поменять?

Финский феномен

Чем больше я размышляю над проблемой качественного обучения, тем становится всё очевидней, что дело не форме обучения (классно-урочная, индивидуальная, групповая), даже не в содержании обучения. Всё дело в организации учебного процесса.

За последнее время у нас в стране часто меняются министры образования, появляется много нововведений в области образования. (Одно объединение школ чего стоило!) Однако, результаты не меняются. И самое главное, предпосылок к изменению к лучшему тоже не наблюдается.

Может, всё-таки стоит обратиться за помощью к коллегам из других стран? Тем более, что есть страны, в которых высокий уровень качества образования вызывает удивление и неподдельный интерес у многих педагогов мира.

Одна из таких стран - Финляндия. Независимые международные тестирования показывают высокий уровень образования финских учащихся. Причём, надо понимать, что задания тестов проверяют не конкретные знания учащихся, а умения детей пользоваться своими знаниями и умениями для решения конкретной (возможно, даже не типичной) задачи.

И второй важный показатель. Согласно опросу, среди всех учащихся мира финские школьники испытывают минимальный уровень стресса при обучении. То есть в школе им очень комфортно учиться.

Кстати, при таких высоких показателях финские школьники меньше времени проводят в школе (то есть объём часов, выделяемых на обучение в год, меньше, чем в других странах). И у финских школьников нет домашних заданий.

Финская система образования: что можно взять на заметку

Обучение в финской школе
Обучение в финской школе

Я очень много читала о том, как построена система образования в этой стране и "подсмотрела" некоторые моменты, которые помогают финским учителям достигать таких высоких результатов.

1. Не каждый педагог может работать в финской школе! Это право нужно заслужить. В результате определённых тестов для работы в школе выбирают самых лучших из выпускников педагогического института.

2. Труд финских учителей оплачивается очень хорошо. Их зарплата - одна из самых высоких по стране.

3. Финским учителям доверяют. В Финляндии нет структур, которые проверяют и контролируют деятельность школ. А учителя получают большую свободу в выборе форм, содержания и инструментов проведения уроков.

4. В основном работа идёт в классах, где мало человек. В большом классе работают два педагога. Если ребёнок пропустил уроки, у него есть масса возможностей, как наверстать упущенное. Поэтому в финской школе нет "отстающих".

5. Задача школы - не столько дать знания, сколько развить способности каждого ребёнка. Для осуществления этой задачи в финских школах есть всё необходимое. Все школы хорошо технически оснащены. Уроки проводятся нестандартно, используется метод проектной деятельности, проводится экспериментальная работа, много практики. Уроки в финской школе могут проходить и за её пределами.

6. Школа старается обеспечить каждому ребёнку комфортное состояние. Дети могут свободно передвигаться по школе без сопровождения взрослых. Во время урока можно передвигаться по классу, следуя собственному желанию, а не указаниям учителя. В школах нет обязательной формы. Питание бесплатное и по-типу шведского стола.

7. Все школы в Финляндии похожи друг на друга. Получить качественное образование можно как в школе, расположенной в центре столицы, так и в школе, находящейся в удалённом уголке страны.

Какая она, школа будущего?

Я не знаю, как будет выглядеть школа будущего. Но мне хочется, чтобы в этой школе соблюдалось всего два условия:

- каждому ребёнку должно быть комфортно

- каждый ребёнок имел бы возможность получить качественное образование.

Кто-то может мне сказать, что это нереально. Я не согласна. Всё возможно, было бы желание. И пример Финляндии - этому хороший пример.

А школьные уроки тут совсем не при чём.