Как Леонардо учился? Наглядно структурированная мысль, очень красиво!
Продолжим описание условий, в которых получал знания Леонардо да Винчи в Испанской капелле Как Леонардо учился? | Испанская капелла при монастырском комплексе Санта-Мария-Новелла.
Когда наглядно понятна структура заложенных в мировоззрении принципов, гораздо лучше воспринимаются подробности. Обучение тоже идет с опорой на четкий план. Можно сказать, что красочные средневековые фрески давали ученикам постоянную "инфографику", легко припоминаемую. Своеобразная система опорных табличек по методу В.Ф. Шаталова, несправедливо забытого в нашей стране. В Китае, напротив, эту методику используют более 114 школ!
Лучшее описание наполнения фрески Андреа ди Бонайуто "Триумф святого Фомы Аквинского" (Испанская капелла церкви Санта Мария Новелла, 1366-1367 гг.) я встретила в книге знаменитого Джона Рёскина "Путешествия по Флоренции".
Слово великолепному Джону Рёскину:
В арке (в самом верху) написаны три евангельские добродетели. Без них, говорит Флоренция, не может процветать ни одна наука. Без Любви, Веры и Надежды нет способности мыслить.
Под ними находятся четыре главные добродетели; вся группа расположена в следующем порядке:
A
B C
D E F G
А. Милосердие; из ее головы и рук исходит пламя.
В. Вера; держит крест и щит и гасит пылающие стрелы. Этот символ, так часто повторяющийся в современных композициях, изображающих обращение св. Павла к личной вере, очень редко встречается в старой живописи.
С. Надежда, с ветвью лилий.
В. Терпимость; стоит на черной рыбе и управляет ею.
Е. Осторожность, с книгой.
Р. Справедливость, в короне и с жезлом.
О. Стойкость, с башней и мечом.
Под ними находятся великие пророки и апостолы: слева Давид, св. Павел, св. Марк, св. Иоанн; справа - св. Матфей, св. Лука, Моисей, Исайя, Соломон. В центре среди евангелистов на готическом троне сидит св. Фома Аквинский.
Теперь рассмотрите этот трон, все ниши под ним и точное воспроизведение Флорентийского собора напротив:
Под линией пророков расположены силы, призванные ими, — мифические фигуры семи богословских, или духовных, и семи земных, или естественных, наук; у ног каждой из них — фигура ее главного учителя на земле.
Семь земных наук начинаются с Грамматики, находящейся дальше всех от окна, и расположены в следующем порядке по направлению к окну:
1. Грамматика, под ней Присциан.
2. Риторика — Цицерон.
3. Логика — Аристотель.
4. Музыка — Тувалкаин.
5. Астрономия — Атлас, король Фьезоле.
6. Геометрия — Евклид.
7. Арифметика — Пифагор.
Затем справа налево следуют небесные науки:
1. Гражданское право, под ним император Юстиниан.
2. Каноническое право — Папа Климент V.
3. Практическая теология — Петр Ломбардский.
4. Созерцательная — Боэций.
5. Догматическая — Дионисий Ареопагит.
6. Мистическая — св. Иоанн Дамаскин.
7. Полемическая — св. Августин.
Итак, здесь перед вами художественно представлена та система человеческого воспитания, которая, как считалось в старой Флоренции, была обязательной в великих земных монархиях и республиках, освященных Святым Духом, сошедшим на землю в день Св. Троицы.
Джон Рёскин, "Путешествия по Флоренции"
Над каждым ученым на фреске соответствующая помощница - определенная Добродетель, ее аллегорическое изображение. Каждому трону соответствует одна из семи планет. Символика женских фигур с левой стороны затруднена тем, что подписи под ними давно стёрлись.
Очень понравилось свидетельство Г. К. Честертона в его книге «Святой Фома Аквинский»: Когда его спросили, за что он больше всего благодарен Богу, он ответил: «Я понял каждую страницу, которую читал».
Посмотреть живое видео из Капеллы Благоразумие, искусность в размышлении, познании и добродетель памяти.