Найти тему
Секреты Старого Китая

Владимир Амида: о важности базовой наработки в ушу

НиХао!

О важности базовой работы пойдёт речь.

Часто встречаю на страницах группы "БАГУА МЭНЬ" отечественных исполнителей ушу и первое, что бросается в глаза - это или очень слабая, а чаще отсутствующая базовая техника.

На лицо пробел, который в общем обуславливает невозможность применения и работы в дальнейшем со своим стилем. "Кривые" ножки и ручки, слабые и корявые удары - это свидетельство и следствие того, что человек не уделял должного внимания базовой работе. По чистоте базовой работы определяется уровень мастерства как таковой.

Итак, базовая работа или цзибеньгун ( 基本功 ) является основой основ любого китайского стиля традиционного ушу, каков бы он ни был. В старом китайском ушу имнно этому разделу (а не множествам формам) уделяли максимальное количество времени, а также специальной и силовой подготовке, совмещая её с дыхательными и мягкими яншэн-практиками.

Цзибеньгун - это столбы, на которых строится здание всего остального, так как  цзибеньгун приводит к очень специфичной культуре движений, свойственной именно этому стилю, с его характерными особенностями.
Цзибеньгун - это столбы, на которых строится здание всего остального, так как цзибеньгун приводит к очень специфичной культуре движений, свойственной именно этому стилю, с его характерными особенностями.

Именно поэтому невозможна унификация, так как специфическая стилевая техника тела или шэньфа (身法) выражена в строгих и конкретных требованиях и проявлениях в данном стиле.

Даже одна и та же позиция 骑马 содержит стилевые тонкости.
Даже одна и та же позиция 骑马 содержит стилевые тонкости.

Так например шэньфа в тунбэй цюань разительно отличается от шэньфа в хунгаре. И проявляется такая шэньфа (身法) основываясь полностью на базовой работе цзибеньгун ( 基本功 ) в конкретной стилевой манере фэнгэ (风格), характерных выбросах усилий фацзинь ( 发劲 ), а также технике выполнения приёмов цзифа ( 技法 ) и юнфа (用法) или технике применений.

Если цзибеньгун слабый или отсутствует, то нет культуры движений, так как нет необходимой подвижности в суставах, эластичности связок и сухожилий, подвижности поясницы, мягкости ног и всех "корней" (корневых сочленений) и так далее.
Если цзибеньгун слабый или отсутствует, то нет культуры движений, так как нет необходимой подвижности в суставах, эластичности связок и сухожилий, подвижности поясницы, мягкости ног и всех "корней" (корневых сочленений) и так далее.

А именно на этом строится дальнейшая шеньфа (身法) и проводимость усилий цзинь (). И лишь потом это приводит (при правильной тренировке) к применению юнфа (用法) в стилевой манере фэнгэ (风格) именно своего стиля. А если отбросить или не уделить внимание цзибеньгун, то не шеньфа, то нет цзифа и нет юнфа. Глядя на выполнения любого движения в ушу, будь то в паре или нет - можно сразу увидеть насколько человек уделил внимание цзибеньгун. Если нет цзибеньгун, то нет и гунфу (功夫) или мастерства.

В багуачжан например по шагу можно с первой секунды определить уровень человека и так далее. Многие начинают сразу с накатывания форм, иные хотят выполнять сразу боевое применение (вспоминается такое "тело твоё не готово, а ты хочешь стать на Путь и им владеть"), но всё это не правильно.

  Нужно начинать с цзибеньгун и уделять этому достаточно времени и сил, и результат будет заметен в любом возрасте.
Нужно начинать с цзибеньгун и уделять этому достаточно времени и сил, и результат будет заметен в любом возрасте.

В каждом стиле есть свои очень характерные гунфа (功法) или специальные наработки, которые и формируют стилевую шэньфа (身法).

В современных китайских учебниках часто даётся стандартная схема, дескать в начале техника рук (шоу фа), техника ног (туй фа), техника шагов (бу фа) и так далее, но в традиционных старых школах такого разделения не было.
В современных китайских учебниках часто даётся стандартная схема, дескать в начале техника рук (шоу фа), техника ног (туй фа), техника шагов (бу фа) и так далее, но в традиционных старых школах такого разделения не было.

В традиционных же школах изучались короткие связки-формы или отдельные именно гунфа (功法), которые и содержали в себе все необходимые элементы цзибеньгун.

-7

Подготовка в традиционном ушу очень отличается как от спортивных единоборств, так и от современного ушу, которое уже давно перестало быть боевым искусством.

-8

Если вы хотите что бы ваше ушу реально работало, то необходимо вернуться к истокам или старым методам подготовки. Это тяжело и больно (так как монотонное цзибеньгун утомительно, а спецподготовка и гунфа тяжелы) и нужно будет "пуд соли съесть", но именно это и даёт реальные плоды (результаты) в реальную применимость стиля, делая его живым, а не костно-формализованным.

-9

Итак друзья мои, практикуем правильно цзибеньгун, желательно у состоявшегося мастера, закладывая прочный фундамент для всего строения вашего личного мастерства и успеха!


С уважением, Глава Общества изучения багуачжан "БАГУА МЭНЬ" - Владимир Амида.