Луна всегда очаровывала мечтателей, но Аполлон 11 это увядающая память, и обычное лунное путешествие все еще кажется таким же далеким, как и прежде…
Одно из самых острых ощущений в моей подростковой жизни - позволение не спать всю ночь, чтобы наблюдать за посадкой на Луну «Аполлон-11» (впервые я провел всю ночь, не ложась спать). И в ту долгую ночь 1969 года мне было что-то совершенно ясно: я тоже собираюсь на Луну. Не скоро, но до моей смерти точно. Я был реалистичным. Я не ожидал, что это произойдет в ближайшее время, потому что я никогда не видел себя в качестве космонавта. Но я твердо ожидал, что к тому времени, когда эта книга будет написана, и мне будет за пятьдесят, я буду очень пожилым человеком, и поездки на Луну будут во многом похожи на полеты через Атлантику в 1960-х годах. Тем не менее, это особенный опыт, не для всех, но для широкой публики как безопасное, запланированное увлекательное путешествие.
Я читал научную фантастику. Я знал, что базы Луны и лунные города неизбежно последуют этому первому, революционному шагу - пилотируемой посадки. Почему бы нет? Это казалось совершенно логичным прогрессом. Подумайте, сколько всего было достигнуто за последние восемь лет. Представьте, что было бы возможно еще через 40 или 50 лет. И все же реальность была другой. В серии «Аполлон» было всего шесть коротких посадок на Луну, а затем ничего. Ни один человек не достиг Луны за десятилетия. Было много беспилотных зондов, но ничего не было сделано для того, чтобы заложить почву для этих лунных городов и для регулярных коммерческих полетов на Луну, которых я так нетерпеливо ожидал. Это славное будущее испарилось.
Есть что-то очень странное и захватывающее в том, что реальность так далеко отошла от научной фантастики - особенно если учесть, насколько глубоко укоренилась Луна в человеческом воображении. Как только стало понятно, что Луна — это, в сущности, другая планета, а не просто свет в небе, идея путешествия к ней стала привлекательной для писателей-фэнтези, хотя фантастические рассказы о лунных путешествиях теперь кажутся странными в своей крайности. Авторы понятия не имели о возможных расстояниях, предполагая, что путешествие на Луну будет немного похоже на морское путешествие того времени. В этом отношении у них не было причин думать, что воздух не будет легко доступен в таких поездках и по прибытии на лунную поверхность.
Самая ранняя известная история о путешествии на Луну уходит корнями в впечатляющие 1900 лет к Люциану Самосатскому, римлянину, живущему в Сирии, который говорил и писал по-гречески. Целью этого раннего писателя, похоже, было не исследование чудес «Что если?» это обычная роль научной фантастики, но взять его сатирический взгляд на «Одиссей» и другие фантастические произведения, которые были представлены как некая реальность в то время, когда понятия истории и басни, факта и вымысла были гораздо более размытыми. чем они есть сегодня. Книга Люциана «Правдивая история» была эквивалентом пародии Толкеина «Скучно о кольцах» Гарварда Лампуна во втором веке. Несмотря на это, он содержит много функций, которые станут главными темами научной фантастики.
Истинная история начинается так же, как и любое другое исследование на море, но после первой части их путешествия Люциан и его спутники поднимаются в небо вихрем, который несет их в течение семи дней, пока они не упадут на поверхность Луны. Оказавшись там, искатели приключений ввязываются в войну между королями Луны и Солнца из-за того, кто должен иметь право колонизировать Венеру. Способ передвижения, возможно, был чистой фантазией, но у самого опыта есть много наводящих на размышления предварительных отголосков современной научной фантастики.
После изобретения телескопа романтизм Луны не ослабевал. Одним из первых авторов научной эры, отправившим героя на наш естественный спутник, был английский епископ Херефорда Фрэнсис Годвин. Он написал свою книгу «Человек в луне» в 1620-х годах, хотя она не была опубликована до его смерти в 1638 году. Интересно, что это было почти в то же самое время, когда у Галилея возникли проблемы из-за его поддержки нежелательной теории, направленной знания о центре Вселенной.
Продолжение в следующей статье...