Массовый выход инвесторов из высокорисковых активов приведет к существенному удорожанию доллара по отношению к большинству активов в мире, включая валюты большинства стран
Конец весны – интересное время для финансовых рынков. Известную фразу «Sell in may and go away» (продавай в мае и уходи) никто еще не отменял и в период «коронакризиса». А потому нас ждет, судя по всему, много интересного. Когда говорят о продаже в мае, имеют в виду купленные ранее финансовые активы, прежде всего высокодоходные, а значит высокорискованные. Обычно весна – период роста большинства рисковых активов. Несмотря на то что в этот раз кризис выпал на нетипичный для себя период – весну – тем не менее, уже половина весеннего сезона проходит на волне роста и произошедшее в марте падение по большинству активов скорректировалось наполовину или даже более.
Такая картина свидетельствует о том, что даже кризис – не помеха для весеннего роста рисковых активов. Однако при приближении лета спрос на такие активы не только резко снижается, но и меняет свое направление. Покупатели фиксируют прибыль, продавая ранее купленные активы, а спекулянты-шортисты (игроки на понижение) активно и многократно увеличивают короткие позиции (операции на продажу активов в расчете на их падение, с покупкой в будущем по меньшей цене).
Что обычно относится к рисковым активам? Это конечно же акции компаний, фьючерсные контракты на различные активы (прежде всего на нефть, показывающую в последние недели беспрецедентную волатильность), а также ряд валют развивающихся стран. К высокорисковым (а потому – высокодоходным) валютам относят и российский рубль. Что касается доллара США, то это валюта – одна из наиболее консервативных. То есть в период высокого аппетита к риску, интерес к доллару пропадает, многие продают доллар, покупая на него высокорисковые активы. Спрос на такие активы ведет к их удорожанию, а доллар относительно этих активов – снижается. Однако спрос на высокорисковые активы не может быть вечным. При значительном удорожании таких активов дальнейший их рост становится все менее реализуемым. Особенно в тот период, когда ряд сильных факторов давит на рынок.
К наиболее серьезным факторам, влияющим на ограниченность растущего движения по рисковым активам, можно отнести сам факт глобального кризиса, глубина которого до сих пор непонятна, но многие эксперты считают, что он будет крупнейшим по своим масштабам за последние почти 90 лет. В этих условиях рост рынков напоминает пир во время чумы. Кроме того, серьезным фактором, ограничивающим дальнейший рост активов, является близость конца растущего периода, коим традиционно считается конец весны (а именно май).
Однако это не единственные факторы в пользу скорого падения рисковых активов, включая и российский рубль.
К дополнительным факторам можно отнести как минимум еще три: два носят локальный характер, один – глобальный.
Начнем с последнего. Это – неожиданно обострившаяся риторика американских официальных лиц (включая президента Трампа) в отношении Китая. Представители США обвиняют Китай как минимум в сокрытии реальных масштабов эпидемии от COVID-19, а как максимум – в намеренном распространении этого вируса за пределы своих границ. То что эти обвинения будут иметь колоссальный экономический эффект не стоит даже сомневаться, если вспомнить, как в предыдущие два года торговая война между США и Китаем сотрясала финансовый мир и приблизила наступление глобального экономического кризиса. Рассчитывать, что американцы успокоятся в этих агрессивных нападках на Китай, не приходится. Как минимум до президентских выборов в ноябре 2020 г. мы регулярно будем слышать резкие заявления и даже – последующие за ними действия. Все это будет давить на финансовые рынки, периодически вызывая резкие падения, с последующим более медленным полным или частичным восстановлением. Это означает, что вплоть до конца года рассчитывать на планомерное укрепление рубля и установление его на достигнутых уровнях, едва ли приходится.
Следующий весьма важный фактор – достижение по большинству рисковых активов уровней сопротивлений на откатах после мартовских падений. Длина коррекционных волн после падений в начале весны достигла тех уровней, с которых дальнейшее движение наверх может быть обосновано лишь какими-то позитивными изменениями в мировой экономике и экономиках ведущих стран мира. При этом, худшее для большинства стран произойдет после выхода из карантина и вероятно достигнет апогея летом текущего года.
Еще один наиболее важный фактор падения финансовых рынков, который стоило бы выделить – резкий рост нефтяных цен. Произошел пробой цены на нефть уровня выше 30$ за баррель. Несмотря на то, что фьючерсы на нефть являются таким же высокорисковым активом, однако нефтяные цены, наверное, как ни что другое из подобных активов оказывают колоссальное влияние на финансовые рынки.
Цена на нефть в последние дни росла на данных о сокращении избытка добычи с 30 млн. баррелей в сутки в конце апреля до примерно 14 млн.баррелей в сутки к концу первой недели мая. То есть произошло сокращение избытка всего за неделю аж в два раза. Но надо четко осознавать, что это не сокращение предложения в 2 раза, а сокращение избытка! То есть избыток остается колоссальным по своим размерам. К слову сказать, когда впервые было заключено соглашение по ОПЕК+ в начале 2016 г, избыток предложения на рынке был лишь 1,5-2 млн. барр. в сутки и сократился почти до нуля после начала действия этого соглашения. В ближайшие же месяцы избыток будет примерно в 5-7 раз выше, причем в условиях уже действующего соглашения ОПЕК+! Большинство хранилищ в мире переполнены, незаполненных осталось совсем немного и при этом они каждый день продолжают заполняться из-за огромного переизбытка добычи сырой нефти и поставок ее на рынок.
Как вы думаете, может в таких условиях нефть восстановиться до приемлемого в кризис уровня в 30-40$ за баррель? Вероятнее всего нас ждет очередная волна снижения и цены на нефть могут оставаться еще долгое время на низком уровне.
Массовый выход инвесторов из высокорисковых активов приведет к существенному удорожанию доллара по отношению к большинству активов в мире, включая валюты развитых и тем более развивающихся стран.
В заключении на основании выделенных факторов можно сделать вывод о том, что период конца весны-начала лета будет очень жарким. Затишье и оптимизм во время апреля скорее всего сменится паническими распродажами рисковых активов на фоне фиксации прибыли и переоценки глубины кризиса. Уверен, в этих условиях доллар будет штурмовать локальный максимум марта 2020 г. на отметке 82 рубля с выходом на новые уровни, а фондовые индексы попытаются протестировать минимумы конца марта текущего года.
Удачных всем инвестиций!
Еще больше интересного от ученого-экономиста доступным языком на канале автора: zen.yandex.ru/id/5e8606835423ab6a10c6da0b
Подписывайтесь, чтобы не пропустить главное!