Найти тему
Начни с тренировки

Техника вольной борьбы

Оглавление

Учебно-тренировочная работа развивает в борцах смелость, решительность, быстроту движения, ловкость, гибкость и выносливость. Они должны вовремя сориентироваться в создавшейся обстановке и принять правильное решение. Но двигательные качества заложены в человека на генетическом уровне, поэтому на определенном этапе спортсмены достигают предела их развития. Плюс на проработку каждого двигательного качества дается совсем немного времени. А вот техника вольной борьбы предела не имеет и может совершенствоваться на протяжении всей спортивной жизни борца.

Техническое мастерство

Техническое совершенство компенсирует недостатки в силовой подготовке бойца. Отличное знание техники движения позволяет бойцу тратить меньше сил в спарринге, поскольку он знает, какие мышцы нужно включить, чтобы выполнить определенное движение. Помимо своей массы тела и инерции движения, он также использует инерцию движения противника.

Спортсмен свободно двигается и меньше устает, благодаря чему он активно борется на протяжении всего раунда. А это показывает высокий уровень его специальной выносливости. Еще одним сильным качеством техничного бойца является привычка анализировать движения. Он корректирует свои действия с учетом меняющейся динамической ситуации боя.

Техничность дает преимущество в быстроте и позволяет выстроить тактику спарринга с конкретным противником. Чем больше технических приемов знает боец, тем больше вариативность для построения схватки. Причем это могут быть зрелищные приемы, которые так нравятся болельщикам.

-2

Этапы технического мастерства

Технику борьбы изучают поэтапно по принципу от простого к сложному. Как только борцы осваивают один этап, тренеры сразу предлагают им изучение следующего. Все этапы тесно взаимосвязаны.

На первом этапе занимаются изучением отдельных составляющих движения. Однако, правильность движений особой роли не играет, ведь ее предстоит применять в обстановке конкретного спарринга. Поэтому на втором этапе тренеры учат борцов учитывать изменения динамической ситуации и связывать конкретный прием с тактикой боя.

На третьем этапе спортсмену предстоит научиться защищаться от первой атаки соперника, чтобы провести свою. Борцы осваивают варианты защиты, опережений и контрприемов, которые позволят им нейтрализовать атаку соперника. Тренировать выполнение приемов следует в обе стороны.

Когда сформируется определенная база, спортсмены приступают к отработке полученных навыков. Отработка предполагает самостоятельную работу над техникой движения. Однако, неопытные предпочитают отрабатывать лишь те приемы, которые получаются лучше. Поэтому тренер должен проконтролировать, чтобы его подопечные осваивали как любимые, так и нелюбимые движения.

-3

Что дальше?

На следующем этапе формируется тактико-техническое мастерство и пополняется технический арсенал бойца. Как правило, приемы подбираются самим борцом при активном участии тренера. Эффективность подобранных движений наглядно демонстрируется в учебно-тренировочных спаррингах. После этого спортсмены адаптируются к соревновательным нагрузкам. 

Тренеры организуют вольные и контрольные спарринги с сильными соперниками. На этом этапе корректируются отдельные элементы тактико-технического мастерства и модели ведения боя. Самые лучшие спортсмены отбираются на соревнования, по результатам которых тренер выстраивает дальнейшую учебно-тренировочную работу.

Уровни тактико-технической подготовки заметны на практике. Нередко борцы хорошо показывают себя в учебно-тренировочных спаррингах, но теряются в контрольных схватках. Случается и так, что бойцы показывают образцовую технику в учебных боях, а на соревнованиях не показывают и половины своих возможностей.

Например, Нодар Модебадзе в юности стал чемпионом Европы. Ему прочили большое будущее, однако на взрослом татами Нодар растерял едва ли не половину своих навыков. На него давил груз ответственности, а из-за возбуждения он не успевал сориентироваться и вовремя отреагировать на действия противника. При этом в контрольных спаррингах он по-прежнему оставался грозным соперником.

-4

Как строится работа тренера

Если соблюдать все этапы подготовки спортсмена, можно воспитать техничного и сильного духом бойца, который не растеряется даже в самой нестандартной спарринговой ситуации. Это возможно, если борец занимается под руководством квалифицированного тренера, который не стремится к сиюминутным результатам. 

Тренер должен глубоко разбираться в технике, а детали технического мастерства должны быть им осознаны и прочувствованы. Его борцы не изучают приемы по кинограммам, которые не дают возможности почувствовать движение.

Они отрабатывают малейшие тонкости каждого приема, запуская работу механорецепторов. 

Тренер обязан постоянно учиться у других борцов, общаться с коллегами, замечать интересные тактико-технические приемы и предлагать их изучение своим воспитанникам. Если круг его знаний ограничивается приемами, которые некогда применял он сам, подопечные такого тренера будут отличаться крайне примитивной техникой, что препятствует росту спортивных достижений. Даже если спортсмен добьется определенных успехов, соперники изучат его тактику боя и через несколько соревнований просто не дадут ему провести коронной прием. А расширять арсенал тактико-технических действий таких борцов непросто, поскольку в голове сложилась определенная схема действий.

Принципы учебно-тренировочного процесса

Учебно-тренировочный процесс обучения технике вольной борьбы строится на нескольких принципах.

Принцип доступности и последовательности

Принцип доступности и последовательности строится на планомерном движении от простого к сложному. Это касается как подготовки спортсменов, так и построения занятий. Например, есть определенная последовательность для освоения техники в стойке. 

Сначала новички учатся маневрировать, затем – сближаться, после этого переходят к захватам, затем – к переводам, потом разучивают сбивания, а на завершающем этапе базового обучения осваивают бросковую технику. Примерно через полгода начинающих борцов обучают более сложным броскам: подхватом, через спину, прогибом, с обвивом. Причем сначала изучаются вариации без помощи ног. Все приземления осуществляются на поролоновый мат.

Сама тренировка делится на несколько частей. В первой части занятия проводится общая и специальная разминка, которая подготавливает организм к предстоящей нагрузке. Вторую часть тренировки спортсмены обучаются тактико-техническим действиям или отрабатывают их в партере. Таким образом борцы учатся чувствовать партнера, двигаться в бою, а также осваивают рывковую и толчковую технику.

-5

Принцип сознательности

Борцы должны не только представлять элементы движения, но и знать механизм проведения конкретных приемов. Спортсменам нужно решение конкретных двигательных задач. Только при этом условии они будут осознавать форму и чувствовать ритм движения.

Например, задача повернуться к партнеру спиной должна содержать конкретные указания насчет перемещения ног, движения рук и корпуса. Если спортсмен ошибается, следует обратить его внимание на допущенную неточность и указать путь исправления, чтобы он мог проконтролировать свое тело при выполнении данного движения.

-6

Принцип активности

Во время отработки тактико-технических действий или отдельных элементов группа разбивается на тройки. Пара выполняет полученное задание, а третий участник выполняет роль инструктора: наблюдает за выполнением задачи, помогает и объясняет технику выполнения. Через какое-то время борцы меняются ролями. Это делается специально, чтобы каждый спортсмен понял идею техники и лучше ее освоил.

Сначала борцы узнают о месте конкретного приема в вольной борьбе и его популярности у знаменитых вольников, а также знакомятся с историей его появления. Тренер рассказывает, что требуется для выполнения этого приема, в какой ситуации можно провести этот прием и как её создать.Чуть позже бойцов учат бороться в партере, объясняют последовательность действий при выполнении приема и его ритме движения.

Также они узнают о захватах и группах мышц, которые в них задействуются. Попутно борцам сообщается об упражнениях, которыми можно развить мышечную силу. По мере роста мастерства, тренер объясняет подопечным тактику подготовки приема, возможность включить его в связку с другими комбинациями и как нейтрализовать контрприемы соперника.

-7

Принцип наглядности

Ряд приемов выполняется настолько быстро, что  начинающие спортсмены не успевают заметить важные элементы их проведения. Чтобы борцы учились наблюдать за действиями потенциальных соперников, тренеры приучают их наблюдать за поведением своих товарищей в учебных спаррингах. Это позволит спортсменам разгадывать тактику потенциальных соперников, обращать внимание на их способы проведения захватов, приемы и контрприемы и выстраивать собственную тактику боя с конкретным противником.

Техника вольной борьбы периодически обогащается индивидуальными приемами. В свое время Нодар Майсурадзе стал создателем наката, Михаил Климачев – вертушки, Александр Казанский – скручивания захватом шеи с плечом. Все перечисленные приемы разучиваются на тренировках и применяются на соревнованиях. Однако, есть масса индивидуальных движений, методика изучения которых даже не разработана. Теоретики вольной борьбы делают вывод, что некоторые тренеры просто не знают способов обучения сложным приемам. Именно поэтому индивидуальным приемам присваивается абсолютное авторство их создателей.

Читайте также: