Активность в областях мозга, связанных с вознаграждением и самоконтролем, может предложить нейронные маркеры, которые предсказывают, будут ли люди, вероятно, сопротивляться или поддаваться искушениям, таким как еда, в повседневной жизни, согласно исследованиям в области психологической науки .
"Большинство людей испытывают трудности с сопротивлением искушению, по крайней мере иногда, даже если то, что их искушает, отличается”, - говорят психологические ученые Рич Лопес и Тодд Хизертон из Дартмутского колледжа, авторы исследования . "Главная мотивация нашей работы заключается в том, чтобы понять, почему некоторые люди с большей вероятностью испытывают эту неудачу саморегуляции, чем другие.”
Результаты исследования показывают, что активность в области вознаграждения мозга в ответ на изображения аппетитной пищи предсказывает, склонны ли люди поддаваться пищевым влечениям и желаниям в реальной жизни, в то время как активность в префронтальных областях во время утомительных задач самоконтроля предсказывает их способность противостоять соблазнительной еде.
Лопес и его коллеги использовали функциональную МРТ (фМРТ) для изучения взаимодействия между активностью в префронтальных областях мозга, связанных с самоконтролем (например, нижняя лобная извилина) и подкорковых областях, участвующих в аффекте и вознаграждении (например, прилежащее ядро), и чтобы увидеть, предсказывает ли взаимодействие между этими областями, насколько успешны (или неуспешны) люди в управлении своими желаниями есть на ежедневной основе.
Исследователи привлекли 31 женщину-участницу для участия в начальной сессии сканирования фМРТ, которая включала в себя две важные задачи.
Для первого задания участникам были представлены различные изображения, в том числе некоторые из высококалорийных продуктов, таких как десерты, продукты быстрого питания и закуски. Участников просто попросили указать, было ли каждое изображение установлено в помещении или на открытом воздухе — исследователи были особенно заинтересованы в измерении активности в прилежащем ядре в ответ на изображения, связанные с пищей.
Для второго задания участникам было предложено нажать или не нажимать кнопку на основе конкретных сигналов, предоставляемых с каждым изображением, задача, предназначенная для оценки способности к самоконтролю. Во время выполнения этой задачи исследователи измеряли активность в нижней лобной извилине (IFG).
За сеансом сканирования fMRI последовала 1 неделя так называемой” выборки опыта", в ходе которой участникам несколько раз в день на смартфоне подавались сигналы с просьбой сообщить о своих пищевых желаниях и пищевом поведении. Каждый раз, когда участники сообщали о своем желании поесть, их затем спрашивали о силе этого желания и их сопротивлении ему. Если они в конце концов уступали этой жажде, их просили сказать, сколько они съели.
Как и ожидалось, участники, у которых была относительно более высокая активность в прилежащем ядре в ответ на образы пищи, как правило, испытывали более интенсивные пищевые желания. Что еще более важно, они были также более склонны поддаваться своей жажде пищи и есть желаемую пищу.
Исследователи были удивлены тем, насколько сильной была эта ассоциация:
” Связанная с вознаграждением мозговая активность, которую можно считать неявной мерой, предсказывала, кто поддался искушению поесть, а также Кто съел больше, выше и за пределами силы желания, сообщенной участниками в данный момент",-говорят Лопес и Хизертон. "Это может помочь объяснить предыдущее открытие из нашей лаборатории, что люди, которые показывают этот вид мозговой деятельности больше всего, также с наибольшей вероятностью набирают вес в течение шести месяцев.”
Но активность мозга также предсказывала, кто с большей вероятностью сможет противостоять искушению: участники, показавшие относительно более высокую активность IFG на задаче самоконтроля, реже действовали на свои желания.
Когда исследователи сгруппировали участников в соответствии с их активностью IFG, данные показали, что участники, у которых была высокая активность IFG, были более успешны в контроле того, сколько они ели в особенно соблазнительных ситуациях, чем те, у кого была низкая активность IFG. На самом деле, участники с низкой активностью IFG были примерно в 8,2 раза более склонны поддаваться пищевому желанию, чем те, кто имел высокую активность IFG.
” Вместе взятые, результаты настоящего исследования предоставляют исходные данные для нейронных маркеров повседневного пищевого поведения, которые могут идентифицировать людей, которые с большей вероятностью, чем другие, поддаются искушению поесть", - пишут исследователи.
Лопес, Хизертон и их коллеги в настоящее время проводят исследования, ориентированные на группы людей, которые особенно склонны к нарушению саморегуляции: хронические диеты.
Они исследуют, например, как мозг человека, сидящего на диете, реагирует на пищевые сигналы после того, как он исчерпал свои ресурсы самоконтроля. Исследователи предполагают, что истощение самоконтроля может усилить связанную с вознаграждением мозговую активность, эффективно “увеличивая объем искушений” и предсказывая поведение, такое как переедание в повседневной жизни.
” Неудачи в самоконтроле вносят свой вклад почти в половину всех смертей в Соединенных Штатах каждый год",-отмечают исследователи. “Наши выводы и будущие исследования могут в конечном итоге помочь людям научиться противостоять своим искушениям.”