Найти в Дзене

Пётр Карлович Люрс. Основатель Красавинской фабрики

06.10.1806 - 10.01.1879 (по старому стилю).

Как мы уже выяснили деревня Красавино образовалась вокруг летней усадьбы Михаила Булдакова. Однако становление города всё же произошло благодаря Петру Карловичу Люрсу, представителю архангельского купеческого рода, решившего построить текстильню фабрику на берегу речки Лапинки.

В 18 веке Архангельск был одним из главных торговых городов Российской империи. Напомним, до основания Архангельска, одним из главных торговых городов России был Великий Устюг, но с открытием порта на Белом море торговое значение Устюга значительно уменьшилось, как и развитие города. В Арханегльск съезжались купцы не только со всей России. Этот город стал притяжением для людей со всей Европы. В первую очередь это Англия, немецкие государства и Голландия. В 1794 году в возрасте 30 лет в Архангельск переехал и Карл Иоганн Люрс. Прибыл он в Архангельск из Санкт-Петербурга, а туда из небольшого городка Дипхольц (Ганновер, Германия). Карл Люрс занимался портным ремеслом, и в 1799 году был принят в архангельское купечество, занимаясь производством одежды и её торговлей.

Карл Люрс проживал в так называемой Немецкой слободе в Архангельске. Это место, где компактно проживали выходцы из Германии и Голландии. В браке с немецкой подданной Марией Нейтит (Бремен, Германия) родилось 4 ребёнка: Карл Самуэль, Анна, Вильгельмина и Петер (Пётр Карлович Люрс). Анна, умерла ещё в младенческом возрасте, поэтому во многих источниках имеется информация только о трёх детях. Сам Карл Люрс умер в январе 1807 года в возрасте 40 лет. Таким образом один из основателей нашего города Пётр Карлович Люрс с 1 года до 7 лет воспитывался вместе со старшими братом и сестрой только матерью Марией. В переписи населения Архангельска за 1814 год не числяться Мария и старший брат. Неизвестно умерли они или покинули Архангельск. Однако Вильгельмина и Пётр остались жить в Архангельске. Сестра со временем вышла замуж за немца. Больше о ней нам не удлалось найти информации.

Пётр Карлович Люрс обучался в евангелической школе в Немецкой Слободе Архангельска. Скорее всего именно там он и получил коммерческое образование. До 1825 года он работал приказчиком в фирме Беккера и Амбургера в Архангельске. По своему служебному положению ему приходилось совершать много поездок по Русскому северу. На этот момент он был поданным Ганновера, не имея русского паспорта.

В мае 1832 года Пётр женился на 16-летней Каролине Пец. Петру было на тот момент 25 лет. Каролина была также немкой по происхождению, старшей дочерью в семье булочников. Семья молодой жены была была доволно успешной и почитаемой в Архангельске. Женитьбся на Каролине очень позитивно отразилась на жизни Петра. В этом же году он получил россиское подданоство, был внесён в списки архангельского купечества 2-ой гильдии и приобрёл земельный участок с домом. В браке с Каролиной у Петра родилось семь детей.

В 1833 году в Архангельске была основана фирма «А. дес Фонтейнес и Люрс», которая занималась троговлей между Российской империей и странами Европы. Фирма была очень успешна. Уже через 3 года её основатели Пётр Люрс и А. дес Фонтейнес уже в 1836 году были записаны  в первую гильдию купцов-коммерсантов.

Ещё через 2 года в 1838 году компания расширилась за счёт присоединения к ней Ильи Грибанова. Буквально за пару лет компания стала второй по величине торговой компанией Архангельска. в 1844 компания заедйствовала 96 судов для перевозки товаров, немногоу ступая главной торговой фирме города - немецкой компании "Вилли Брандт и сыновья". Однако это было больше чем у всех трёх английских торговых фирм города вместе взятых.

Пётр Карлович Люрс жертвовал большие средства для своей евангелической церкви, в школе которой он получил своё образование, оставшись сиротой в возрасте 7 лет. Также он принимал активное участие в хозяйственной и экономической жизни города, а в период 1845-1847 гг был даже председателем Архангельского Коммерческого суда. В тем времена для того чтобы стать представителем высшего общества, было важно не только много зарабатывать, но принимать посильное участие в развитии города и общества. Надо сказать его труды не осталиь незамеченными. Пётр Карлович Люрс поучил звание "Почётного гражданина евангеличексой общины" и "Наследственного почётного гражданина".

Но Пётр Карлович Люрс не останавливался на достигнутом. С первого январа 1848 года он покидает успешную комапнию "Грибанов, Фонтейнс и Люрс", уступая место Владимиру Грибанову. Новая фирма "Грибанов, Фонтейнс и компания" успешно продолжала свою деятельность, а Люрс образовал свою торговую компанию. Его дела также шли успешно, при этом он продолжал сотрудничество с Грибановыми и Фонтейнсом, при этом достаточно успешно.

Однако Пётр Карлович Люрс хотел не только торговать, он думал о начале своего производства. Учитывая дело своего отца, а также становление текстильной промышленности в России, Пётр задумал строительство текстильной фабрики. Он уже перебрался в Великий Устюг, в котором периодически жил ранее в 30-40 гг. Вблизи Устюга в деревне Савино (она же Максимцево) Пётр купил землю у титулярного советника Николая Алексеевича Воскресенского и построил одноэтажный дом с мезонином. На большом земельном участке порядка 30% занимал лес, остальное пахотные и сенокосные угодья. Были и хозяйственные постройки, в ом числе и для скота. Особо стоит отметить что семья Люрса занималась на этой земле и цветоводством, но больше для себя нежели в коммерческих целях.

Тесные связи с Грибновым продолжались. Вологодская земля уже тогда славилась своим производством льна и его кустарной переработкой. Люрс и ранее торговал вологодским льном.

Для строительства фабрики необходим был кирпич, и по соглашению с Ильёй Грибановым на его землях. выкупленных у Михаила Булдакова, Люрс построил кирипичный завод недалеко от деревни Красавино. Окрестности Красавино богаты глиной, пригодной для производства кирпича и гончарного дела, а местные жители занимались выращиванием льняной культуры. Так что место было выбрано идеально. А на речке лЛапинке было установлено большое колесо, которое вырабатывало электричество.

В 1851 году строительство фабрики было практически завершено. Также было получено разрешение на запуск фабрики и производство льняного полотна. В этом же году "Вологодские губернские ведомости дали первое подробное описание фабрики: "Каменное здание завода в длину составляло около 43-х метров, в ширину, с примыкающими к нему флигелями, — около 32-х метров. Производство делилось на четыре отделения. В первом из них находилось водяное наливное колесо мощностью до 35 лошадиных сил. Во втором отделении помещалась прядильня: два станка для чесания льна, восемь — для приготовления льна и восемь с 1520 веретенами для прядения. Третье отделение было ткацким. Оно состояло из 20 ткацких станков со всеми сопутствующими машинами (для навивания пряжи, крахмаления и очищения ее, челноки особого устройства и т. д.). В четвертом отделении, в аппретурной, полотна белили, сушили, доводили до готовности. Все станки и машины были получены от английских фирм: от Вильяма Ферберна из Манчестера, Петра ферберна из Лидса, Марка Смита из Хейвуда, Ричарда Инса из Барнелея". Красавинская фабрика стала первой в России, на которой стали использоваться механические ткацкие станки.

Оборудование обошлось Люрсу примерно в 60 000 рублей серебром. Для организации производства Люрс пригласил пять английских мастеров. Рабочих набрали до 100 человек. Хозяин фабрики предполагал изготовлять тонкого полотна до 150 000 аршин в год. Для этого требовалось около 3 000 пудов льна.

Люрс потратил достаточно большое количество средств на строительство и производство. Негативно на дела фабрики отразилось снижение пошлин на полотно для ввоза в Россию. Также Грибановым был выкуплен весь урожай льна в окрестностях. Люрсу не осталось ничего как закупать сырьё для производства у Грибанова по ценам выше рыночных, что существенно повлияло на его дальнейшие финансовые дела. И уже в конце 1859 года Пётр Карлович Люрс объявил о своём банкротстве. Да и по соглашению между Люрсом и Грибановым в 1860 году фабрика должна была полностью перейти во владение Грибановых. Таким образом Грибановы получили в своё владение фабрику с современным оборудованием и налаженным производством, а долги остались за Люрсом. Надо отметить что уже в марте 2860 года несостоятельность Люрса была прекращена, так как ему удалось договориться с кредиторами.

Позже Пётр Карлович Люрс вернусля с семьёй в Архангельск, где вместе с старшими сыновьями Карлом и Германом в декабре 1866 года зарегистрировали новую торговую компанию "Пётр Люрс с сыновьями". Данна фирма в основном занималась реализацией продукции Красавинской фабрики, а её представительства находились в Лондоне, а в последствии в Шотландии.

За все годы своеё деятельности Пётр Карлович Люрс получили следующие чины и должности: член Архангельского коммерческого суда (1840-1847), член комитета для надзора за браком товаров (1839 1841, 1854-1856, 1862-1864), кандидат на должность члена в этом же комитете (1853-1854,1861-1862,1864-1865), кандидат к директору Архангельской конторы Государственного банка (1861-1865), член отделения Архангельского коммерческого совета (1861), член учетного и ссудного комитета Архангельской конторы Государственного банка (1865-1867); старшина совета евангелического училища (1867), старшина церковного совета церкви св. Екатерины (1871), почетный патрон этой церкви.П.И.Люрс имел награды: золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте (9 сентября 1844 г.); то же на Станиславской ленте (16 декабря 1869 г.).

Пётр Карлович Люрс умер 10 января 1879 года (по старому стилю) и похоронен в лютеранской части Вологодского кладбища Архангельска. В те времена данный некрополь был престижным. Помимо обычных горожан на нём хоронили представителей купечества, дворянства, а также научных деятелей.

Могила Петра Карловича Люрса. Вологодское кладбище. Архангельск
Могила Петра Карловича Люрса. Вологодское кладбище. Архангельск