Найти в Дзене
Святые90е

ВРЕМЯ КУРЯЩИХ ЖЕНЩИН

В 90-е годы мы все разом прикурили. Жизнь дала нам прикурить. И как-то стало не до шуток. За 90-е годы курение среди мужчин увеличилось в полтора раза, но курящих женщин стало в 4 раза больше, чем в СССР. И даже сегодняшние системные меры по ограничению курения так и не вернули нас к советским цифрам, хотя и дают уже весьма ощутимый положительный эффект. Хотя в СССР курить можно было, по нашим меркам, везде – и в самолетах, и в поездах, и в иных общественных пространствах.
В 90-е годы стали курить по разным поводам. Сложилась даже недобрая культура курения. Сигареты рекламировались везде. Не существовало возрастных ограничений для покупки сигарет. Их продавали даже детям. Даже поштучно сигареты продавались на каждом углу. Мне почему-то особенно запомнились старушки, которые торговали повсеместно сигаретами поштучно. И продавали либо людям молодым, либо даже детям. И можно ли судить тех старушек за это недоброе дело? Все тогда стало с ног на голову. И в логике выживания старшие вынуждены были подрывать здоровье молодых.
Сигареты на время стали даже маркерами социального статуса. Кто-то курил «Магну», которая буквально истекала смолой, кто-то курил «Бонд», а кто-то и «Мальборо». Чуть позже появился «Парламент». Перед самым кризисом 1998 года в широкие массы пошла «Ява золотая». В киосках можно было отыскать совсем уж какие-то изыски, нечто необычное, сегодня уже забытое, т.к. в наши дни уже сложился канонический сигаретный ассортимент. А тогда была вольница. К нам везли со всего мира по нитке. Какой-нибудь странный Doral или Golden America. Можно было найти даже эстетские Житан в армейском варианте.
Но прежде всего стало массовым женское курение. В СССР, я помню, курить женщинам было неприлично. И тогда курили женщины, но гораздо меньше (в 4 раза) и не публично, скрываясь. До сих пор помню особенный запах, исходивший от нашей учительницы химии. Это была смесь женских духов и сигарет. Мы постоянно ломали голову – где же она курит? Понимали, что курит, но где? Так и ни разу и не застали ее за этим делом.

Евгений Фатеев