"Хиви" это сокращение по правилам, принятым в немецком языке, от слова"Hilfswillige"(желающий помочь) , которое просвещенные в вопросах истории, но не знающие немецкого языка граждане регулярно путают с термином " Freiwillige ", что означает "доброволец".
Далеко не все "Хиви" были добровольцами буквально - частично в вспомогательные подразделения попадали по мобилизации из оккупированных областей.
Для снятия возможных вопросов сразу отметим - весь последующий текст базируется на документах из вот этой папки:
Конкретно - на инструкции Главного командования сухопутных сил Германии от 29.04.43 "Местные вспомогательные силы на Востоке".
В документе прямо указано, что контингент "Хиви" пополняется за счет военнопленных и лиц мужского пола из оккупированных областей. В отдельных случаях допускалось также привлекать и женщин для замещения должностей младшего медперсонала.
Инструкция разграничивает "добровольных помощников" и местную рабочую силу (т.е. привлеченные на строительные и другие работы местные жители, угнанные в Германию и вольнонаемные из числа местного населения), а также вводит разграничения по НАЦИОНАЛЬНОМУ признаку - тюрки и казаки не могут использоваться как "хиви", из них формируются отдельные воинские части. Фрагмент перевода указанного документа, сделанного в 1945 году переводчиком Разведупра Генштаба, приведен ниже в увеличенном и обработанном виде (фильтр) для удобства чтения.
Отношение к "восточным добровольцам" и их статус немцы корректировали по ходу войны, но некоторые вещи надо понимать сразу и однозначно - германское руководство разделяло народы СССР на "союзников Рейха" и тех, кто будет в рамках нового порядка обслугой на онемеченных землях. К первым относились народы Кавказа и Средней Азии, в местах проживания которых идеологи Рейха планировали создание буферных марионеточных государств, а ко вторым - славяне. Соответственно строились и правила обращения с хиви и чинами "восточных батальонов".
Казаков немецкие пропагандисты объявили "потомками готов", а следовательно расово близким немцам народом, чтобы иметь возможность использовать этот человеческий ресурс на фронте с одной стороны, а с другой усугубить раскол между казаками и жителями прочих русских областей, записав казачество не в сословие, а в отдельную нацию.
Таким образом среди "хиви" не должно было быть казаков и представителей тюркских народов, на которые руководство Рейха возлагало особую миссию в части продвижения своего влияния на Восток.
Этот факт наглядно иллюстрирует отличие статуса "добровольного помощника" в НЕМЕЦКОЙ воинской части от военнослужащего отдельного НАЦИОНАЛЬНОГО подразделения.
В то же время "хиви" кардинально отличались по статусу от военнопленных, используемых на строительных и других работах, принудительно собранного на строительство укреплений гражданского населения и т.п.
Во-первых, "хиви" это ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ вспомогательных частей - на это указывают ряд пунктов в Положении от 1943 года, упомянутого ранее:
- возможность присвоения звания "ефрейтор";
- возможность награждения специальными знаками для восточных войск и немецкими наградами: "штурмовым знаком", "восточной медалью", а также знаком отличия за ранения;
- перемещение "хиви" вместе с воинской частью, к которой они приписаны;
- наличие вещевого и денежного довольствия, а также льгот членам семей;
- "Хиви" принимали присягу, текст которой зависел от национальности - для прибалтов он был свой, для прочих народов СССР отличались только обозначения "освободительных армий";
- "Хиви" получают в действующей армии (до уровня армии включительно) медицинское обслуживание наравне с немецкими солдатами и поступают при необходимости в госпиталя и лазареты для немецких солдат, будучи размещены отдельно от немцев. В группах армий на Востоке создаются отдельные учреждения такого типа для солдат "тюркского" легиона и других добровольцев.
Во-вторых, предусматривалась возможность перевода "хиви" в отдельные подразделения "местных восточных формирований" по результатам прохождения службы.
Политика немецких военных властей в отношении хиви была весьма продуманной. Это следует признать. Натяжки "расовой доктрины" компенсировались некоторыми положениями военных приказов и инструкций, определяющих взаимоотношения немецких солдат и офицеров с "хиви".
В частности прямо запрещалось применять в отношении "хиви" оскорбляющие достоинство наказания, унижать и демонстрировать свое превосходство. Командирам предписывалось не ставить "хиви" в худшие по сравнению с немецкими солдатами условия, "если это не вызвано необходимостью". Рядовым и унтер-офицерам запрещалось затрагивать в личных беседах с "хиви" военные и военно-политические темы, кроме обсуждения выполнения текущих поручений и бытовых вопросов.
Для "хиви", признанного негодным к дальнейшей службе по состоянию здоровья или по причине плохой дисциплины, а также за совершение каких-либо проступков, перспектива была весьма печальной - обратно в лагерь военнопленных. Правда при этом выдавалась справка о нахождении в рядах "хиви", а для гражданских лиц, поступивших на службу из оккупированных областей, предусматривалось возвращение домой. Но реализация последнего пункта вызывает серьезные сомнения - вряд ли кто-то станет заморачиваться обеспечением проезда бывшего "хиви" из фронтовой зоны в тыловой район.
В результате "хиви" старались в большинстве своем на немецкой службе "от души", хотя бы до момента, когда возникнет возможность перебежать обратно к своим. Такие переходы "хиви" хорошо отслеживаются по архивам с 1944 года. В протоколах допроса "вторично военнопленных" с русскими, украинскими, кавказскими и т.п. фамилиями указывалось, что такой-то спрятался в подвале (в лесу, в развалинах и т.п.), сознательно отстав от отступающей немецкой части, чтобы сдаться бойцам Красной Армии, находясь при этом в плену с 1942, а то и с 1941 года. Этот вопрос подробно описан в статье на канале "Дважды пленные".
В Положении о "хиви" 1943 года, которое мы рассматриваем в статье, прямо не указано, имели ли они право на ношение оружия. В большинстве своем оружия "добровольные помощники" все же не получали, т.к. их обязанности не предусматривали непосредственного участия в боевых действиях - "хиви" таскали оборудование связи и саперное имущество следом за немецкими чинами, подносили патроны и снаряды, в составе патрулей фельджандармов помогали регулировать движение, служили санитарами, водителями и повозочными, переводчиками в штабе и т.п.
С другой стороны, нет и прямого запрета на использование "хиви" непосредственно в бою в случае крайней необходимости. Более того - обучение стрельбе и обращению с оружием прямо указывается как обязательная дисциплина в период нахождения "добровольцев" в тренировочных лагерях при дивизиях, в которых им предстоит служить.
"Хиви" перед присягой проходили двухмесячный испытательный срок, в период которого к оружию их, понятно дело, в любом случае не допускали, при этом старались нагрузить, что называется, "по полной". Кроме того, в разные периоды и на разных участках фронта вопрос с участием "хиви" непосредственно в бою с оружием в руках мог решаться по-разному.
Выплата денежного довольствия "хиви" осуществлялась по трем разрядам. При этом по третьему разряду "доброволец" мог получать только если своей службой освобождал (заменял) целого немецкого унтер-офицера, т.е. находился на ответственном посту и вполне мог иметь личное оружие.
Знаки различия и обмундирование для "хиви" утверждались Положением 1943 года достаточно расплывчато - в общем и целом "доброволец" должен был получить НЕПОЛНЫЙ комплект б.у. немецкого обмундирования, дополненный имеющимися на складе трофейными элементами, схожими по фасону и цвету с немецкими. Знаменитая белая повязка, информирующая окружающих, что данный кадр "на службе в немецких вооруженных силах" применялась далеко не всегда и могла быть также элементом формы одежды "восточных батальонов" и рабочих команд.
Для данной категории военнослужащих ("добровольные помощники")немецкими инструкциями предусматривался отпуск (раз в год) продолжительностью до трех недель для поездки домой, при условии, что место проведения отпуска лежит в зоне ответственности данного армейского корпуса. Семьи "хиви" получали пособия и преимущества при устройстве на работу в случае нахождения на подконтрольной немцам территории.
В заключении статьи отметим, что главный отличительный признак "хиви" это не повязка, а функционал - "добровольные помощники" предназначались для высвобождения немецкого персонала с вспомогательных должностей с целью перевода в боевые подразделения. Такой подход не исключал использования самих "хиви" в бою с оружием в руках, но и не определял именно эту задачу главной, в отличие от "восточных батальонов", казачьих частей и национальных формирований СС.
Продолжение следует.
Документы по структуре и организации "восточных батальонов" и казачьих частей в Вермахте представлены в новой статье на нашем канале "Анатомия предательства".
Примечание: т.к. в комментариях объявились знатоки немецкого языка (видимо школьные учителя), привожу фрагмент НЕМЕЦКОГО документа (ЦАМО, фонд 500, Дело 124. Распоряжения ОКХ об организации и использовании местных вспомогательных сил на Востоке)с правильным полным обозначением "хиви" - Hilfswillige.