Доброго всем дня! В своей статье я уже писала, что нынешний год был уникальным во многом, в том числе и в том, что почти не было публикаций как «правильно» и как «неправильно» праздновать День Победы. Потому что нынче все праздновали как могли, как считали нужным.
Но одна публикация психолога все же зацепила. Она написала, что дети не должны носить одежду смерти.
В общем, посыл психолога понятен. Нельзя романтизировать войну, нельзя создавать иллюзию того, что война-это весело, это праздник. Иначе рождается нелепая бравада «можем и повторить!» А война это страшно, больно, тяжело. И для многих эта форма действительно стала смертным саваном. Но как быть нам, сегодняшним?
Если военная форма воспитывает неправильные ассоциации, что война это праздник, то куда девать парады? Там тоже на идеально вымытой технике едут идеально улыбающиеся парни и машут весело рукой, если это разрешено регламентом. У ребенка точно не возникает ассоциации, что эта жуткая махина может превратить всех зрителей в ничто.
Что делать с военными песнями? Там ведь не все про горе, а очень много про радость. Как оценить «На солнечной поляночке» или «Лизавету»? Кстати, песенников тех лет тоже порой упрекали за веселые песни. Но сами солдаты просили написать «душевное».
Психолог пишет, что военная форма-это одежда для смерти. А детей нужно одевать в одежду для жизни. Может тогда из мальчишеских игр нужно убрать «войнушку»? В нашем детстве мальчишки четко делились на «наших» и «немцев».
"Немцем" никто не хотел быть, потому что они обязаны проиграть. Но все равно приходилось кому-то становиться «немцем», иначе игра не состоится. А дома у многих еще были живые очевидцы той войны. И они не упрекали внуков за «веселые» игры «в войнушку». Может потому, что понимали, всякому возрасту своя забава?
Если убрать "войнушку", то следом придется убирать милитаристскую тематику из детских рисунков и поделок. Что рисуют дети в детском саду на 9 мая? Танк! Очень не веселая игрушка на самом деле. Но в садике не объясняют как эта штука может уничтожать. В садике поют веселую песню про трех танкистов.
Маленькому ребенку нельзя объяснить ужас войны. Можно сказать про дедушку или бабушку, можно показать парад и достать фотографии. Ребенок постарше уже готов понимать, что война это не только парад. Подросток может осознать, что те, кто умирал в этой форме, были моими ровесниками. Ему уже можно и нужно знать страшную, горькую, болезненную правду.
Давно читала рассказ про семью, где очень маленький ребенок был настолько впечатлительным, что сказку про колобка или красную шапочку ему читали «без жертв», то есть придумывали заново. "Шел, никого не встретил и пришел домой. Все." Прошло время, психика ребенка созрела и сказочные «жертвы» вернулись в сценарий.
Может психологам тоже пора понять, все дети, все семьи, все люди-разные. И если сегодня мама шьет ребенку пилотку и достает фото на «Бессмертный полк», не объясняя ничего про ужасы войны, то делает это не для того, чтобы показать войну как игру, а просто потому что ребенок маленький.
Подрастет-услышит иные истории. А иначе вслед за формой мы уберем "войнушку", рисунки с танком, веселую песню "На солнечной поляночке"... Так и до Парада дойдем. А правда зачем? Пусть дети носят одежды жизни и им будет весело. Может к этому и стремятся иные психологи? Давайте обсудим тему.
А я за сохранение памяти. Вот еще одна моя статья на эту тему. Поделитесь публикацией с друзьями в других социальных сетях и мессенджерах – тогда мои статьи будут чаще появляться в вашей ленте новостей. А я буду стараться писать ещё интереснее для вас.
Спасибо за внимание!
PS: Я опубликовала еще одну статью на тему военной памяти, она построена на комментариях к этой статье и паре других похожих.