Давайте проанализируем вместе, как работает школьное образование. Какую систему мышления формирует школа.
Times have changed, we don't need no education.
We don't need no hard controls
Выше - цитата из песни группы Pink Floyd. Песня вышла в 1979 году. Прошло более 40 лет, ее послушали миллионы пар ушей, но так никто и не прислушался.
Времена меняются, нам не нужен контроль
Мир, а в особенности наша Россия, переполнены исполнителями. Это люди, которые ждут указания и инструкций. Им всегда нужен кто-то сверху.
Исключения - единицы.
В школе практикуется простая модель:
- Подчиняйся старшему (не прислушивайся, а подчиняйся).
- Старайся угодить старшему.
- Делай так, как говорит старший. По шаблону, ни шага в сторону.
- Приходи вовремя, уходи, когда отпустят.
- Принимай убеждения учителя, разделяй их.
- Отбывай наказание без возможности оспорить решение.
- Ты - это твои оценки. Ты хороший, если хорошие оценки и плохой, если плохие.
Эти установки можно долго продолжать. Цель одна: научить подчиняться, исполнять, бояться, отбить желание думать своей головой, не перечить старшим, делать как делают все.
В нашей стране такой подход проявляется наиболее ярко (если сравнивать с Западом), потому что за последние 50 лет там очень много изменилось, а у нас - практически ничего.
Можно отдать в школу уникального ребенка, практически гения. А на выходе получить сломленного, посредственного, ни к чему не стремящегося.
Что делать?
Менять подход к образованию, экспериментировать, идти по западному пути. В начале 90-х активно набирали экспериментальные классы. Там дети чувствовали себя более свободно, практиковалась установка, что ученик и учитель - партнеры.
Получилось здорово, но у нас же любят губить всё прекрасное, поэтому сейчас классов, которые учатся по такой программе, днем с огнем не сыщешь.
Остается только надеяться. Или уезжать.
Другие мои статьи:
- Молодая учительница, к которой было много вопросов у родителей