Кто такие «белочехи» и как они оказались в Сибири?
В конце 19-го века в Чехии, которая в то время входила в состав Австро-Венгерской империи, были сильны антигерманские настроения. Россию же, наоборот, любили. Говорить по-русски считалось модно и свидетельствовало о прогрессивных взглядах человека.
Увы, через сто лет история сделала крутой зигзаг и ситуация в Чехии поменялась ровно на 180 градусов.
Но вернёмся к «белочехам». Летом 1914 года началась Первая мировая война. Австро-Венгрия участвовала в войне на стороне Германии. Чехи, призванные в австро-венгерскую армию, не горели желанием воевать против братьев-славян и массово переходили на сторону русских. Перебежчиков и пленных было так много, что российское командование решило сформировать из них вместе с добровольцами Чешскую дружину. Это военное соединение постоянно реформировалось и в 1917 году выросло до корпуса, в составе которого было две дивизии.
Октябрьская революция привела к тому, что Россия вышла из войны, подписав Брестский мирный договор. Перед большевиками встал вопрос, что делать с Чехословацким корпусом? По факту выходило так, что на территории страны находилось 55000 вооруженных представителей иностранного государства.
Франция, как союзник России во время Первой мировой войны, согласилась включить Чехословацкий корпус в состав своей армии. Оставалось только переправить солдат во Францию, но как это сделать, если южные и западные границы России были перекрыты Турцией, Германией и Австро-Венгрией, где чехов ждала бы участь изменников родины? Значит, надо отправить их поездами на восток. И начался долгий путь солдат Чехословацкого корпуса во Владивосток, где они должны были погрузиться на пароходы, чтобы затем отправиться во Францию.
Но путь этот не был мирный. У историков нет единого мнения, что послужило началом Гражданской войны в России. Часть учёных полагает, что полномасштабная война началась именно после мятежа Чехословацкого корпуса в мае 1918 года. Мятеж вспыхнул после вооружённого конфликта между чехами и венграми на железнодорожной станции в Челябинске. Местные большевики арестовали зачинщиков, что ещё больше взбудоражило чехословаков. Они захватили городской арсенал и силой освободили арестованных.
Узнав об этом, Троцкий издал приказ разоружить корпус. После этого приказа чехи, до того момента соблюдавшие нейтралитет, стали враждебными по отношению к Советской власти. Вдобавок масло в огонь подлил слух, что большевики — предатели и хотят выдать чехословаков Австро-Венгрии.
Корпус продвигался к Владивостоку, захватывая города по пути. Грабили и забирали всё, до чего дотягивались руки — оборудование, материалы, ценности, продукты. А если встречали сопротивление, безжалостно расстреливали тех, кто посмел дать отпор.
Вот выдержка из приказа командира 2-й чехословацкой дивизии полковника Крейчи:
«В случае крушения поездов и нападения на служащих и караулы — подлежат выдаче карательному отряду. И если в течение трех дней не будут выяснены и выданы виновники, то в первый раз заложники расстреливаются через одного, дома лиц, ушедших с бандами, невзирая на оставшиеся семьи, сжигаются. А во второй раз число подлежащих расстрелу заложников увеличивается в несколько раз. Подозрительные деревни сжигаются целиком».
За зверства чехословаков прозвали «белочехами». И никакой доброй памяти они о себе в Сибири не оставили.
«И вот напали злые чехи,
село родное подожгли.
Убили мамку и сестренку,
и я остался сиротой.»
Это строки из популярной среди беспризорников песни после окончания Гражданской войны.
Читайте также:
Как СССР победил вспышку страшной болезни