Вы работаете в архитектурном, инжиниринговом или строительном бизнесе? Тогда наверняка ваш внутренний голос не раз говорил вам, что бизнес-план – это пустая трата времени. А в качестве аргументов приводились следующие причины:
- Вы в бизнесе уже …дцать лет и у вас никогда не было бизнес-плана.
- Вы лучше, чем конкуренты.
- Ваш бизнес развивается исключительно благодаря рекомендациям ваших заказчиков.
- Ваш доход остается стабильным год от года.
- Вы нанимаете лучших сотрудников.
- Бизнес-план в вашей голове.
- Все закончится тем, что бизнес-план будет пылиться на полке.
- Очень тяжело что-либо планировать в вашей постоянно меняющейся индустрии.
- Экономический кризис заставляет вас думать только о выживании.
- Это пустая трата времени и денег.
Готовы к откровению? Каждая из этих причин плоха, вредна и несостоятельна, независимо от того, насколько уверенно вы чувствуете себя на рынке.
Почему вам необходим бизнес-план
Без бизнес-плана ваш бизнес в опасности. Вести бизнес без плана - все равно, что быть клоуном, крутящим 30 тарелок на разных частях тела, стоя на одной ноге. Что-то в конечном итоге упадет, и это может вызвать полномасштабный коллапс.
Вы ведь не приступите к строительству промышленного объекта, не имея на руках плана организации строительства? Тогда как вы можете заниматься развитием бизнеса без маркетингового плана? Не стоит играть с своим будущим.
Я не раз наблюдал, как строительные и инжиниринговые компании спускали миллионы рублей на ветер, делая бесполезную рекламу. И все только потому, что у этих компаний не было последовательного плана развития бизнеса. Не было элементарной сегментации заказчиков и их потребностей. Не было портрета заказчика. Не было всех тех вещей, которые являются базовыми для продвижения бизнеса.
Пример из жизни
В одном случае, проектный институт потратил сотни тысяч рублей на создание и размещение рекламы на карте муниципального округа, которую раздавали местным жителям. Мало того, что компания искусственно сузила границы своего бизнеса до одного муниципального округа (хотя линейка услуг позволяет работать по всей стране), так они еще сфокусировались на рынке b2c (хотя работают исключительно на рынке b2b). В общем, эта фирма заплатила за продвижение своих услуг не той целевой аудитории.
Необходимый минимум в бизнес-плане
Когда вы решите, что пришло время изложить все идеи развития бизнеса на бумагу, начните с необходимого минимума, который подразумевает ответы на приведенные ниже вопросы:
- С кем и за что вы конкурируете?
- Какие продукты и услуги являются наиболее прибыльными?
- Работает ли ваша стратегия ценообразования?
- Сколько чел.-ч. затрачивается на подготовку ТКП в адрес потенциального заказчика?
- Где и кому вы продаете большую часть вашего продукта / услуг?
- Как можно эффективно распределять накладные расходы?
- Каким образом вы можете отстроиться от конкурентов, чтобы увеличить продажи?
- Будете ли вы развиваться посредством приобретения новых активов, выхода на новые отраслевые или региональные рынки, расширения ассортиментной матрицы?
Вдумчивые ответы на эти вопросы могут вас удивить и заставить пересмотреть многие бизнес-процессы. Это уже половина успеха, потому что в строительстве 98% компаний конкурируют между собой только бизнес-процессами.
Стратегическое планирование – это базис вашего бизнеса
Начните со стратегического планирования и рассмотрите сильные и слабые стороны вашей компании, а также возможности и угрозы, которые они в себе таят. В маркетинге этот подход известен как SWOT-анализ. Процесс стратегического планирования заставит вас посмотреть в зеркало и увидеть жесткие реалии, которые часто остаются незамеченными в повседневной рутине. Этот этап послужит краеугольным камнем для вашего маркетингового плана.
Пример из жизни
Однажды я работал над бизнес-планом небольшой генподрядной организации. Руководитель компании предположил, что стратегический план, подготовленный по всем маркетинговым законам не кажется ему правильным, потому что в компании царит неформальная культура и высоко ценятся непубличные отношения. Поэтому, мы обсудили альтернативу, которая лучше соответствует потребностям этой отдельно взятой компании. Независимо от того, что теория маркетинга говорит о правильном формате бизнес-планирования, стратегическое планирование должно быть выполнено в соответствии с культурой компании.
Задайте измеримые цели
Бизнес-план, который дает результат, всегда устанавливает измеримые цели. Как минимум, рентабельность и целевая выручка. Если у вас есть необходимость, то вы можете настроить уровень детализации бизнес-целей вплоть до проекта или клиента. Помните, что бизнес-план – это живой документ, который не может быть завершен. Не позволяйте ему пылиться на книжной полке или затеряться среди множества файлов в компьютере. Распечатайте себе копию и держите ее на рабочем столе. Сверяйтесь с ним и делайте правки по мере необходимости.
Стратегическое заключение
Если у вас нет бизнес-плана, спросите себя – почему? Наверняка ответ уже был перечислен выше, среди «пресловутых 10 причин». Многие строительные компании сегодня избегают думать о будущем, борясь сохранить то, что осталось. Но верная ли это стратегия для вашего бизнеса?
Если вам нужна помощь в подготовке бизнес-плана, обратитесь к нам! Напишите на почту simple-analytics.com@yandex.ru. Мы оперативно ответим!
Спасибо Вам за то, что дочитали мою статью до конца. Ставьте ЛАЙКИ, пишите КОММЕНТАРИИ и подписывайтесь на МОЙ КАНАЛ!