Найти в Дзене

Рынок труда преподносит сюрпризы

Вызванный эпидемией экономический кризис, который еще только начинается, по оценкам Международной организации труда станет самым острым со времен Великой депрессии, которая случилась почти сто лет назад, именно в сфере занятости – уже до конца 2020 года в мире работу могут потерять почти 200 миллионов человек.

Россия не станет исключением: по прогнозу председателя Счетной палаты Алексея Кудрина число безработных в этом году может увеличиться до 9 млн человек. Это 10% от всего экономически активного населения. И уже сейчас скрытая безработица набирает обороты: работников, вроде бы и не увольняют, но прожить на резко сократившиеся зарплаты совершенно невозможно. Затянувшиеся нерабочие дни ударили, прежде всего, по тем, кого невозможно перевести на удаленку, и у кого фиксированная зарплата составляет только малую часть их дохода – все надбавки, доплаты и бонусы они получать перестали. Особенно тяжко приходится сейчас бортпроводникам.

Из-за эпидемии и карантина некоторые отрасли пострадали больше других – например, авиаперевозки. И совершенно непонятно, когда они начнут восстанавливаться: одни говорят, что в июле, другие – что осенью, третьи – что не раньше, чем через год.

И даже когда авиасообщение все-таки начнет восстанавливаться, до прежних объемов перевозок ему будет очень далеко. Поэтому многие сотрудники отрасли останутся без работы. С летчиками авиакомпании будут расставаться в последнюю очередь, а вот для бортпроводников эта проблема стоит особенно остро. Сейчас авиакомпании их не увольняют, выплачивая только оклад – 7-8 тысяч рублей в месяц, без «полетных». При этом господдержка (льготные кредиты по ставке 0% на каждого сотрудника) зависит от размера МРОТ в регионе, где зарегистрирована авиакомпания, и для Москвы, например, составляет 20195 рублей. То есть, авиакомпании могут еще и заработать на своих собственных простаивающих бортпроводниках: ничего личного, только бизнес! Ситуация, прямо скажем, печальная.

И даже профессиональные хэдхантеры совершенно без фантазии предлагают бортпроводникам искать новые вакансии в смежных отраслях или в сфере облуживания - оно и понятно: очень трудно выходить за рамки шаблонов, когда много лет подряд экономика чувствовала себя относительно хорошо, и проблема занятости не стояла так остро, как она стоит сейчас.

Правда, были и исключения: еще в конце марта маркетплейс Wildberries пообещал трудоустроить как минимум 3,5 тыс. человек в свои распределительные центры, пункты выдачи заказов, курьерскую службу и центральный офис. Все остальные крупнейшие работодатели России – Яндекс. Mail.ru, Волга Груп, АФК Система и другие выделяли средства на борьбу с эпидемией, закупали маски, аппараты ИВЛ, но целенаправленно рабочих мест для потерявших работу людей не создавали.

Неожиданно все изменилось именно для бортпроводников - они оказались востребованными в других отраслях: производитель продуктов питания, компания ЭФКО, у которой производство, несмотря на кризис, только расширяется, поняла, что может привлечь квалифицированных, хорошо подготовленных сотрудников, и запустила необычный проект по поиску персонала. Это не благотворительность, но выглядит красиво: все увольняют, а они, наоборот дают работу, обучение, перспективы. Подход нестандартный, разрыв шаблона – но именно такие ходы и отличают лидеров рынка.

Большинство компаний, попавших в сложную ситуацию, к сожалению, не думают ни о своем собственном будущем, ни о помощи окружающим людям, а сосредоточены на текущих проблемах. Сейчас модно тиражировать лучшие практики: автоматизированные Центры управления регионом, первый из которых открыли в Московской области в только в январе, до конца года должны появиться по всей стране, искусственный интеллект, который внедряется в Москве, в случае успеха будет внедряться и в других регионах. Почему бы то же самое не сделать и в сфере занятости: опыт уже есть, безработных будет все больше, и трудоустраивать их все равно как-то придется. Так почему бы не использовать уже готовые решения на стыке бизнеса и человечности? - получить квалифицированных сотрудников и помочь людям, попавшим в беду.