Очень часто под своими статьями, в которых я пишу о том, что в норме ребёнок должен начать говорить к двум годам я вижу комментарии подобно этому: «Он никому ничего не должен. Каждый ребёнок развивается индивидуально. Не пугайте мамочек своим бредом». Отчасти я согласна только с тем, что каждый ребёнок индивидуален. И я хотела бы в этой статье рассказать свою историю и попробовать объяснить, почему я пишу и буду писать о том, что в 2 уже пора.
Мой сын Андрей родился в срок, беременность и роды были без каких либо патологий. Развивался он тоже в соответствии с нормами. Недавно мне в комментариях написали: «Вы считаете, что ребёнок должен в полгода уже говорить мама и папа»? Мне так хотелось ответить, что мой сын говорил! Но это не совсем правда. В полгода у него был лепет: ма-ма-ма-ма, па-па-па-па и т.д. Полноценно «мама» и «папа» он стал говорить около 1 года, и это были единственные его слова.
Почти в два года Андрей пошёл в садик, и я думала, что вот сейчас он заговорит. Так, по крайне мере, случилось у моей крестной дочки. Месяца через три я стала задумываться, почему он всё-таки не говорит. Первая информация в интернете: «Аутизм». Андрей смотрел в глаза, отзывался на своё имя и любил общаться с другими детьми. Под описание аутизма он не подходил. Я успокоилась ещё на какое-то время, а потом всё-таки повела его к неврологу.
Невролог поставила диагноз ЗРР. Это не страшный диагноз, подумала я и опять особо не заморачивалась. Тем более все вокруг говорили: «Да заговорит!!» Так прошёл ещё год. С ребёнком я занималась самостоятельно, и к трём годам Андрей знал цвета, формы, буквы, цифры до 10, мог показать животных, овощи, фрукты и т.д. Но он по-прежнему не говорил.
В 3.3 невролог направляет нас к логопеду в поликлинику и там как гром среди ясного неба: «Сенсомоторная алалия». Что??? Что такое алалия??? Опущу своё эмоциональное состояние. В следующие пару недель я активно изучаю эту тему. Я начинаю узнавать, что есть дети, которые интеллектуально не отличаются от сверстников, но вот связная речь им даётся тяжело. Я узнаю, что, оказывается, есть логопеды-дефектологи, которые в отличие от обычных логопедов берут на занятия детей и в два года. Я узнаю, что чем раньше начать работу над речью, тем больше шансов к школе выйти в норму.
В 3,4 мы идём сначала на групповые занятия к логопеду, а потом на индивидуальные. Логопед говорит, что пришли поздно, надо было раньше. Через пару занятий Андрей начинает произносить слова, а через пару месяцев в садике нянечка говорит, что у нас большой прогресс, Андрей начал общаться не только жестами, но и словами (коверкая, искажая, но всё же словами).
Сейчас сыну 4,4 он говорит, но большую часть его слов понимаю только я и его папа. Я жалею о том, что не обратилась к логопеду раньше, и всё-таки надеюсь, что к школе мы выйдем в норму.
P.S. Диагноз «Сенсомоторная алалия» не подтвердился. Просто моторная.