Найти в Дзене
Т-34
Подписаться

Впервые совершившие двойной таран 30 июня 1941 года

Накануне дня авиации, в августе 45-го, в ежедневной газете военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота, вышла статья под название «Балтийские летчики в боях за Ленинград». В этой статье был описан один из самых драматичных эпизодов первых дней войны...

ДВИНСК — КРУСТПИЛС

Восьмой день после начала войны. У рубежа Двинск — Крустпилс большое скопление немецких танков и мотомеханизированных войск. Противник приступает к форсированию реки Западная Двина.

Немецкие войска ведут бой на набережной Даугавы (Западная Двина) в Риге, на дальне плане Земгальский мост. В кадре 20-мм автоматическое зенитное орудие (2.0 cm FlaK 30), установленное на грузовик Krupp-Protze L 2 H 143, за ним видно штурмовое орудие Stug III. 29.06.1941 - 01.07.1941 гг. Фото: waralbum.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Немецкие войска ведут бой на набережной Даугавы (Западная Двина) в Риге, на дальне плане Земгальский мост. В кадре 20-мм автоматическое зенитное орудие (2.0 cm FlaK 30), установленное на грузовик Krupp-Protze L 2 H 143, за ним видно штурмовое орудие Stug III. 29.06.1941 - 01.07.1941 гг. Фото: waralbum.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.

30 июня, 11 час. 00 мин. Бомбардировщики, пилотируемые Челноковым, Гречишниковым, Плоткиным, Хроленко, Ефремовым, Дроздовым, Рубцовым, Морозовым, группами поднимаются в воздух. Они наносят удары по переправам, по скоплению немецкой техники. Разгораются ожесточенные бои с немецкими истребителями. Наши летчики, штурманы действуют самоотверженно. Они сбрасывают на бомбы на врага с высоты 600-800 метров, уничтожают его и одновременно отбивают атаки воздушного противника.

ДБ-3Ф сбрасывают ФАБ-100 и ФАБ-250. Хорошо видны открытые створки бомбоотсеков. Фото: aviadejavu.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.
ДБ-3Ф сбрасывают ФАБ-100 и ФАБ-250. Хорошо видны открытые створки бомбоотсеков. Фото: aviadejavu.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Бессмертный подвиг совершает экипаж младшего лейтенанта Игашева. Его самолет подожжен в бою. Игашев направляет горящий бомбардировщик на немецкий истребитель, таранит его и вместе с ним падает на землю.

В тот день балтийские летчики уничтожили много танков, автомашин, орудий. В воздушных боях экипажи бомбардировщиков сбили 16 немецких истребителей противника. Наши войска получают возможность укрепиться на очередном рубеже.

Детали самолета П. С. Игашева с места гибели экипажа (собраны в 1971 г.). Переданы музею полковником В. Т. Мельниковым, бывшим летчиком-инструктором Ейского училища, обучавшем Петра Игашева полетам на По-2 в 1938 году. Фото: forum.evvaul.com. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Детали самолета П. С. Игашева с места гибели экипажа (собраны в 1971 г.). Переданы музею полковником В. Т. Мельниковым, бывшим летчиком-инструктором Ейского училища, обучавшем Петра Игашева полетам на По-2 в 1938 году. Фото: forum.evvaul.com. Фотография использована в качестве иллюстрации.

А вот как описывал последний бой экипажа ДБ-3 бывший летчик-инструктор Ейского авиационного училища, обучавший П. Игашева, Владимир Тарасович Мельников в статье «Подвиг «огненного экипажа»:

...Самолет Игашева был крайним, замыкавшим боевой порядок эскадрильи на левом фланге. На него и навалились три «мессера». Отбиваясь расчетливо и хладнокровно, воздушный стрелок и стрелок-радист сбили один вражеский истребитель, но и машина Игашева была подбита и загорелась. В те трагические минуты экипаж не дрогнул и не покинул самолет. Схватка продолжалась. Один из гитлеровских истребителей, рассчитывая на легкую добычу, приблизился к бомбардировщику. Улучив момент, балтиец консолью своего крыла ударил машину врага, и та рухнула в озеро. А огонь делал свое дело, и тогда, собрав оставшиеся силы, Игашев направил едва управляемый горящий самолет с полным боевым грузом на скопление танков и автомашин. Эхо мощного взрыва разнеслось над Двиной...
Так впервые в истории авиации был совершен двойной таран — один в воздухе, второй на земле.

Весь экипаж погиб, кроме Игашева, который каким-то чудом остался в живых. Командир был захвачен немцами в плен. Согласно немецкого списка казненных: расстрелян гитлеровцами на полигоне Хебертсхаузен, рядом с Дахау, не ранее 8 октября 1941 года.

В списках расстрелянных. Источник: http://www.sgvavia.ru/Ort_der_Namen_dt-eng_kor_5_Freigabe.pdf
В списках расстрелянных. Источник: http://www.sgvavia.ru/Ort_der_Namen_dt-eng_kor_5_Freigabe.pdf

В мае 1970 года летчики были награждены орденами Отечественной войны I степени посмертно.

Одна из улиц Даугавпилса в 1971 году была названа именем П. С. Игашева с установлением на одном из ее домов мемориальной доски.

Митинг у обелиска огненному экипажу Петра Игашева в Даугавпилсе. Выступает полковник В. Т. Мельников — бывший инструктор-летчик П. Игашева в Ейском авиационном училище в 1938 году. Июль 1973 г. Фото: forum.evvaul.com. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Митинг у обелиска огненному экипажу Петра Игашева в Даугавпилсе. Выступает полковник В. Т. Мельников — бывший инструктор-летчик П. Игашева в Ейском авиационном училище в 1938 году. Июль 1973 г. Фото: forum.evvaul.com. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Указом Президиума Российской федерации № 679 от 6 июля 1995 года «огненный экипаж» в составе: командира экипажа Игашева Петра Степановича, штурмана Парфенова Дмитрия Георгиевича, воздушного стрелка Хохлачева Александра Митрофановича, стрелка-радиста Новикова Василия Логиновича удостоен знания Героев Российской Федерации.